Содержание
Диагностика при нарушении осанки
Для постановки правильного диагноза прежде всего необходимо посещение врача травматолога-ортопеда
Специалист осматривает пациента в положении стоя и сидя, обращает внимание на симметричность расположения лопаток, ягодичных складок, поколенных ямок, рёбер, определяет вогнутость или выпуклость разных отделов позвоночника и другие параметры. Иногда проводится измерение расстояния между лопатками и длины нижних конечностей
Визуальный осмотр — основной способ диагностики сколиоза, кифоза и лордоза
При сложном сколиозе, сопровождаемом скручиванием позвонков и деформацией рёбер, прибегают к тесту Адамса. Врач просит ребёнка, не сгибая ног, наклониться вперёд и оценивает высоту горба на спине.
Для исключения возможности ошибки при постановке диагноза назначаются рентген, компьютерная топография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) позвоночника, которые не только точно устанавливают угол искривления, но и оценивают состояние позвонков и спинного мозга.
О профилактике
Если соблюдать некоторые профилактические меры, то можно не допустить искривления позвоночника.
Дошкольников
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста заключается в следующем:
- Грудных малышей не рекомендуется усаживать в мягкие подушки.
- В кроватке должен лежать жесткий матрас.
- До годовалого возраста спать ребенок должен без подушки, под головку можно подложить сложенную пеленку.
- Не носить все время младенца на одной руке.
- Не сажать ребенка раньше времени.
- Не рекомендуется злоупотреблять ходунками.
- Во время прогулки не надо держать малыша за одну руку.
- После трех лет надо учить ребенка правильно сидеть за столом.
- Полезны игры при нарушении осанки на фитболе, а занятия с младенцами на мяче позволят избежать патологии.
- Покупать ребенку ортопедическую обувь.
Обязательно должна вестись профилактика нарушения осанки в дошкольном учреждении. Она подразумевает посещение бассейна, лечебную гимнастику, подвижные игры.
В комплекс можно включать упражнения для профилактики нарушения осанки у дошкольников:
- Ходьба.
- Передвижение на носочках, руки на талии.
- Приседания.
- Стать прямо, в руках гантельки, которые надо поднимать до уровня груди.
- Лечь на спину и поднимать ноги по очереди.
- Положение, лежа на полу. Поднимать голову и плечи и возвращаться в исходное положение.
К методам профилактики можно отнести и массаж, который рекомендуется делать дошкольникам. Процедура укрепит мышцы, улучшит кровообращение.
Школьников
Родители должны понимать, что с началом школьной жизни повышается риск нарушения осанки. Дети много времени проводят за столом, чаще всего в сгорбленном состоянии, физическая активность снижается.
Родителям можно дать следующие рекомендации:
- Пересмотреть рацион ребенка и включать в него больше свежих овощей и фруктов.
- Поощрять активный образ жизни.
- Для подготовки домашних занятий приобрести мебель, учитывая рост ребенка.
- Постельные принадлежности ортопедические.
- Для посещения школы лучше приобретать ранец, чтобы нагрузка равномерно распределялась.
- Следить за положением тела во время сидения за столом.
- Избегать сильных физических нагрузок.
- Следить за чередованием отдыха и активного времяпровождения.
Из профилактических упражнений можно привести следующие:
- Попросить ребенка стать возле стены, касаясь ягодицами, пятками и затылком. Это физиологическое положение, которое он должен запомнить.
- Полезно периодически ходить по комнате, положив на голову книгу.
- Наклоны туловища вправо и влево в положении стоя.
- Лечь на пол, руки под головой, ноги согнуть. Приподнимать верхнюю часть тела, стараясь локтями коснуться коленей.
Для профилактики важно приучить ребенка к ежедневной утренней зарядке. Хорошо, если родители будут подавать пример и выполнять ее вместе с ребенком
Эта памятка поможет родителям в соблюдении рекомендаций по профилактике искривления осанки:
Последствия
Если вовремя не обратиться к врачу и не исправить деформацию, то вылечить позвоночник и придать ему нормальной положение будет очень сложно. К тому же пострадают иные системы организма. Перекос позвоночника вызывает смещение органов, относительно друг друга. Нарушение нормального расположения приводит к развитию хронического воспалительного процесса внутренних органов. Неправильное положение позвонков ведет к сдавливанию спинного мозга, что осложняется дисфункцией разных систем. Кривизна позвоночной дуги приводит к компрессии нервных окончаний и появлению сильных спинных болей. В отдельных случаях сдавливание нервов вызывает паралич или парез. Сильная кривизна позвоночника приводит к инвалидности.
Забота об осанке с первых дней
Забота об осанке должна присутствовать в обращении за ребеночком с 1-х дней его жизни. Новорожденные рефлекторно реагируют на свет, звук, цвет, запахи. Кроватку новорожденного устанавливают так, чтобы был подход к ней с любой стороны. После кормлений, в период бодрствования на руках родителям следует чаще перекладывать малыша с одной руки на другую, поддерживая вдоль позвоночника).
При вскармливании грудью нужно обеспечить попадание ребеночку в ротик не только соска, но и околососкового кружка (ареолы). Положение мамы в процессе кормления должно быть сидячим, а стул — с высокой и твердой спинкой. При этом ребенка нужно освободить от стесняющей одежды, держать на руках под углом 45-60° от горизонтальной плоскости. Примером может служить великолепная картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Пеленание, особенно тугое, противопоказано новорожденному. Правильная одежда — та, которая позволяет свободные движения в суставах рук и ног, не ограничивает подвижность позвоночника. Игрушки подвешивают над кроваткой таким образом, чтобы ребенку не пришлось постоянно поворачивать голову в одну сторону. Позднее при игре малышу предлагают брать предметы поочередно в правую и левую руку. Не следует активно учить ребенка самостоятельно сидеть, стоять и ходить, ускоряя физиологические сроки приобретения этих навыков.
На улице, во время прогулки, не рекомендуется всегда брать малыша за одну руку, создавая наклон тела в одну сторону, следует поддерживать ребеночка за обе руки; пока ходьба детей раннего возраста неуверенная, можно использовать специальные приспособления (вожжи). У прогулочной коляски сидение и спинка нужны жесткие.
Анатомия
Нормальная осанка – результат эволюции. Она выполняет целый ряд задач:
- обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и эффективность движений;
- снижает вероятность травм, особенно при высокой двигательной активности;
- позволяет сохранять вертикальное положение туловища при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки.
Существуют четкие критерии нормальной осанки, однако осанка каждого человека имеет уникальные, только ему присущие особенности. Вариант осанки зависит от трех групп факторов: состояния костей, связок и мышц; двигательных стереотипов (набора рефлексов, обеспечивающих выполнение привычных действий) и особенностей телосложения.
Нормальная осанка представляет собой нечто среднее между осанкой покоя (возникает при мышечной усталости и в состоянии расслабления) и рабочей осанкой (образуется при активном напряжении мышц). Для такой осанки характерны хорошо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Позвоночный столб выглядит равномерно «волнообразным». Если в положении стоя провести вертикальную ось от середины черепа, она пройдет по заднему краю нижней челюсти, затем – по касательной по отношению к шейному лордозу. Потом слегка «срежет» поясничный лордоз, пересечет середину линии между центрами головок бедер, пройдет перед коленными суставами и завершится чуть кпереди от линии между суставами Шопара.
При внешнем осмотре человека с нормальной осанкой видно симметричное расположение всех частей тела по отношению к позвоночнику. Голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята.
Корригирующая гимнастика при нарушении осанки
- Исходное положение (далее – И.П.) – основная стойка, палка внизу. 1 – руки вверх, подтянуться; 12 – руки за голову, палка на лопатки; 3 – руки вверх; 4 2 И.П.
- И.П. – палка на лопатки. 1-2 – поворот вправо; 3-4 – поворот влево; 5-6-7 – наклон вперёд; 8 – И.П.
- И.П. – палка вертикально за спиной. 1-2-3 – присесть, достать нижним концом палки пола; 4 – И.П.
- И.П. – лёжа на спине, палка внизу. 1-2 – палка вверх, подтянуться, носки оттянуть; 3-4 – И.П.
- И.П. – руки вперёд (эспандеры, гантели). 1-2-3 – руки в стороны; 4 – И.П.
- И.П. – опора на локти «Дуга». 1-2-3 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову, ноги согнуть в «Полумост». 1-2-3 – поднять таз, напрячь ягодичные мышцы; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову. 1 – согнуть ногу под прямым углом; 2 – другую ногу согнуть под углом 90°; 3 – выпрямить одну ногу; 4 – другую ногу; 5 – согнуть одну ногу; 6 – другую ногу; 7 – опустить одну ногу; 8 – опустить другую ногу.
- И.П. – руку за голову. 1 – мах согнутой ногой; 2 – И.П.; 3 – мах прямой ногой; 4 – И.П.; То же – другой ногой.
- И.П. – руки за голову. «Кроль» ногами (локти от пола не отрывать) – движение ногами в вертикальной плоскости. Повторить два раза с отдыхом.
- Диафрагмальное дыхание. 1 – вдох (надуть живот); 2 – выдох (опустить живот).
- И.П. – палка вверху. 1-2-3-4 – пронести палку под ногами; 5-6-7-8 – И.П.
- И.П. – лёжа, палка вверху. 1-2 – сесть, палка на колени; 3-4 – И.П.
- И.П. – руки за голову (без палки). 1-2 – ноги поднять; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – вернуться в И.П.
- Круговые движения прямыми руками (с гантелями). 1-2-3-4 – руки вперёд; 5-6-7-8 – руки назад.
- И.П. – руки в стороны вдоль туловища (ладони вниз). 1-2-3 – поднять таз; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову. «Велосипед». Повторить два раза с отдыхом.
- И.П. – руки вперёд (с гантелями, эспандером). 1-2-3 – развести руки в стороны, поднять прямые ноги над полом (45°).
- И.П. – лёжа на боку, рука вверх (не прогибаться). 1 – вдох, рука вверх; 2 – И.П. – выдох.
- И.П. – одна рука вверху, другая – упор перед собой. 1-2-3 – поднять ноги над полом; 4 – И.П.; 5 – мах прямой ногой; 6 – И.П.; 7 – мах; 8 – И.П.
- Махи прямой ногой. На каждый счёт (1-2-3-4-5-6-7) махи ногой; 8 – И.П.
- То же на другом боку (упражнения 19, 20, 21).
- И.П. – лёжа на животе. 1-2-3 – согнуть ноги под прямым углом, поднять локти вверх параллельно полу; 4 – И.П.
- «Кроль». Вертикальные движения руками и ногами. Повторить два раза с отдыхом.
- «Кроль» ногами, «брасс» руками. Повторить два раза с отдыхом.
- «Рыбка». Поднять прямые руки и ноги над полом (1-2-3); 4 – И.П.
- И.П. – руки перед грудью, подбородок – в руки. 1-2 – поднять ноги над полом; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – И.П.
- И.П. – лёжа на животе. 1-2 – руки вперёд; 3-4 – руки в стороны; 5-6 – руки назад; 7-8 – И.П.
- И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. 1-2 – отклониться назад, подбородок прижать к груди; 3-4 – И.П.
- И.П. – стоя, руки в стороны. 1-2-3 – «ласточка»; 4 – И.П. (ногу высоко не поднимать, корпус вперёдне наклонять, спину держать прямо).
Как выглядит правильная осанка
У человека с хорошей осанкой грудная клетка несколько выдается вперед, тогда как плечи, наоборот, слегка отведены назад. При этом они симметричны друг другу, как и лопатки. Голова в норме приподнята, живот подтянут, а колени — выпрямлены.
Физиологические изгибы можно рассмотреть, глядя на человека сбоку. Они должны иметь определенную выраженность. Патологией считается как излишнее выпячивание, так и сглаженность лордозов и кифозов.
Ну и конечно, никаких физиологических изгибов не можно быть, когда смотришь на человека сзади. Отклонение позвоночного столба вправо или влево — это сколиоз.
Правильная осанка делает человека статным и способствует нормальной работе костно-мышечной системы и всего организма. Она во многом зависит от формы и гибкости позвоночника. Значение имеют также угол наклона таза и положение головы, состояния мышц и связок, особенности нервной системы и острота зрения.
К примеру, будучи в подавленном состоянии человек опускает плечи и голову, а если он плохо видит, то будет сутулиться, чтобы приблизиться к рассматриваемым предметам.
Причины нарушения осанки
Нарушение осанки у ребенка может быть обусловлено наследственной предрасположенностью и состоянием здоровья.
Так, искривление позвоночника нередко провоцируют перенесенный в раннем детстве рахит и болезни, незамеченные вовремя — плоскостопие или укорочение одной из конечностей. В группе риска также часто болеющие дети, имеющие слабо развитый мышечный корсет.
К причинам нарушения осанки и формирования сколиоза специалисты также относят недостаточную устойчивость общего центра тяжести тела у детей. Эта концепция отводит осанке роль системы, обеспечивающей равновесие в пространстве.
Однако весомую роль в становлении осанки играет та среда, в которой живет ребенок: на чем он спит, чем питается (достаточно ли получает белка, витаминов и микроэлементов), в каких условиях делает уроки и сидит за компьютером (правильно ли подобраны по росту стол и стул), какое положение ребенок занимает во время выполнения домашнего задания.
Важно также насколько он подвижен и не слишком ли часто засиживается в мягком кресле перед телевизором. В разные периоды развития ребенка существуют дополнительные риски для появления проблем с позвоночником
Так, для самых маленьких, в возрасте до года, очень вредно, когда родители пытаются форсировать их развитие: усаживают в подушки малыша, еще не способного самостоятельно сидеть, или пытаются научить его ходить, когда он еще к этому не готов
В разные периоды развития ребенка существуют дополнительные риски для появления проблем с позвоночником. Так, для самых маленьких, в возрасте до года, очень вредно, когда родители пытаются форсировать их развитие: усаживают в подушки малыша, еще не способного самостоятельно сидеть, или пытаются научить его ходить, когда он еще к этому не готов.
Факторами риска на этом этапе также являются ожирение и, наоборот, излишняя худоба ребенка, нарушение мышечного тонуса, неправильная установка его стоп и рахит.
В дошкольном возрасте на становлении осанки может плохо сказаться малоподвижный образ жизни. Например, когда родители разрешают малышу подолгу сидеть у телевизора или играть за компьютером. При этом дети нередко занимают неестественную позу.
Вдобавок у ребенка, который проводит мало времени в подвижных играх, остаются слабые мышцы и связки. Все это становится предрасполагающими факторами к нарушению осанки.
Также в возрасте 5-7 лет происходит первый скачок роста (второй будет в подростковом возрасте). Слишком интенсивный рост в эти периоды может способствовать искривлению позвоночника.
Родителям учеников нужно быть особенно внимательными, ведь именно в школьные годы обычно и формируется нарушения, связанные с неправильным положением тела при сидении, в том числе, при выполнении уроков.