Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Нарушение осанки у детей

Диагностика при нарушении осанки

Для постановки правильного диагноза прежде всего необходимо посещение врача травматолога-ортопеда

Специалист осматривает пациента в положении стоя и сидя, обращает внимание на симметричность расположения лопаток, ягодичных складок, поколенных ямок, рёбер, определяет вогнутость или выпуклость разных отделов позвоночника и другие параметры. Иногда проводится измерение расстояния между лопатками и длины нижних конечностей

Визуальный осмотр — основной способ диагностики сколиоза, кифоза и лордоза

При сложном сколиозе, сопровождаемом скручиванием позвонков и деформацией рёбер, прибегают к тесту Адамса. Врач просит ребёнка, не сгибая ног, наклониться вперёд и оценивает высоту горба на спине.

Для исключения возможности ошибки при постановке диагноза назначаются рентген, компьютерная топография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) позвоночника, которые не только точно устанавливают угол искривления, но и оценивают состояние позвонков и спинного мозга.

О профилактике

Если соблюдать некоторые профилактические меры, то можно не допустить искривления позвоночника.

Дошкольников

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста заключается в следующем:

  • Грудных малышей не рекомендуется усаживать в мягкие подушки.
  • В кроватке должен лежать жесткий матрас.
  • До годовалого возраста спать ребенок должен без подушки, под головку можно подложить сложенную пеленку.
  • Не носить все время младенца на одной руке.
  • Не сажать ребенка раньше времени.
  • Не рекомендуется злоупотреблять ходунками.
  • Во время прогулки не надо держать малыша за одну руку.
  • После трех лет надо учить ребенка правильно сидеть за столом.
  • Полезны игры при нарушении осанки на фитболе, а занятия с младенцами на мяче позволят избежать патологии.
  • Покупать ребенку ортопедическую обувь.

Обязательно должна вестись профилактика нарушения осанки в дошкольном учреждении. Она подразумевает посещение бассейна, лечебную гимнастику, подвижные игры.

В комплекс можно включать упражнения для профилактики нарушения осанки у дошкольников:

  1. Ходьба.
  2. Передвижение на носочках, руки на талии.
  3. Приседания.
  4. Стать прямо, в руках гантельки, которые надо поднимать до уровня груди.
  5. Лечь на спину и поднимать ноги по очереди.
  6. Положение, лежа на полу. Поднимать голову и плечи и возвращаться в исходное положение.

К методам профилактики можно отнести и массаж, который рекомендуется делать дошкольникам. Процедура укрепит мышцы, улучшит кровообращение.

Школьников

Родители должны понимать, что с началом школьной жизни повышается риск нарушения осанки. Дети много времени проводят за столом, чаще всего в сгорбленном состоянии, физическая активность снижается.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

  • Пересмотреть рацион ребенка и включать в него больше свежих овощей и фруктов.
  • Поощрять активный образ жизни.
  • Для подготовки домашних занятий приобрести мебель, учитывая рост ребенка.
  • Постельные принадлежности ортопедические.
  • Для посещения школы лучше приобретать ранец, чтобы нагрузка равномерно распределялась.
  • Следить за положением тела во время сидения за столом.
  • Избегать сильных физических нагрузок.
  • Следить за чередованием отдыха и активного времяпровождения.

Из профилактических упражнений можно привести следующие:

  1. Попросить ребенка стать возле стены, касаясь ягодицами, пятками и затылком. Это физиологическое положение, которое он должен запомнить.
  2. Полезно периодически ходить по комнате, положив на голову книгу.
  3. Наклоны туловища вправо и влево в положении стоя.
  4. Лечь на пол, руки под головой, ноги согнуть. Приподнимать верхнюю часть тела, стараясь локтями коснуться коленей.

Для профилактики важно приучить ребенка к ежедневной утренней зарядке. Хорошо, если родители будут подавать пример и выполнять ее вместе с ребенком

Эта памятка поможет родителям в соблюдении рекомендаций по профилактике искривления осанки:

Последствия

Если вовремя не обратиться к врачу и не исправить деформацию, то вылечить позвоночник и придать ему нормальной положение будет очень сложно. К тому же пострадают иные системы организма. Перекос позвоночника вызывает смещение органов, относительно друг друга. Нарушение нормального расположения приводит к развитию хронического воспалительного процесса внутренних органов. Неправильное положение позвонков ведет к сдавливанию спинного мозга, что осложняется дисфункцией разных систем. Кривизна позвоночной дуги приводит к компрессии нервных окончаний и появлению сильных спинных болей. В отдельных случаях сдавливание нервов вызывает паралич или парез. Сильная кривизна позвоночника приводит к инвалидности.

Забота об осанке с первых дней

Забота об осанке должна присутствовать в обращении за ребеночком с 1-х дней его жизни. Новорожденные рефлекторно реагируют на свет, звук, цвет, запахи. Кроватку новорожденного устанавливают так, чтобы был подход к ней с любой стороны. После кормлений, в период бодрствования на руках родителям следует чаще перекладывать малыша с одной руки на другую, поддерживая вдоль позвоночника).

При вскармливании грудью нужно обеспечить попадание ребеночку в ротик не только соска, но и околососкового кружка (ареолы). Положение мамы в процессе кормления должно быть сидячим, а стул — с высокой и твердой спинкой. При этом ребенка нужно освободить от стесняющей одежды, держать на руках под углом 45-60° от горизонтальной плоскости. Примером может служить великолепная картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Пеленание, особенно тугое, противопоказано новорожденному. Правильная одежда — та, которая позволяет свободные движения в суставах рук и ног, не ограничивает подвижность позвоночника. Игрушки подвешивают над кроваткой таким образом, чтобы ребенку не пришлось постоянно поворачивать голову в одну сторону. Позднее при игре малышу предлагают брать предметы поочередно в правую и левую руку. Не следует активно учить ребенка самостоятельно сидеть, стоять и ходить, ускоряя физиологические сроки приобретения этих навыков.

На улице, во время прогулки, не рекомендуется всегда брать малыша за одну руку, создавая наклон тела в одну сторону, следует поддерживать ребеночка за обе руки; пока ходьба детей раннего возраста неуверенная, можно использовать специальные приспособления (вожжи). У прогулочной коляски сидение и спинка нужны жесткие.

Анатомия

Нормальная осанка – результат эволюции. Она выполняет целый ряд задач:

  • обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и эффективность движений;
  • снижает вероятность травм, особенно при высокой двигательной активности;
  • позволяет сохранять вертикальное положение туловища при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки.

Существуют четкие критерии нормальной осанки, однако осанка каждого человека имеет уникальные, только ему присущие особенности. Вариант осанки зависит от трех групп факторов: состояния костей, связок и мышц; двигательных стереотипов (набора рефлексов, обеспечивающих выполнение привычных действий) и особенностей телосложения.

Нормальная осанка представляет собой нечто среднее между осанкой покоя (возникает при мышечной усталости и в состоянии расслабления) и рабочей осанкой (образуется при активном напряжении мышц). Для такой осанки характерны хорошо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Позвоночный столб выглядит равномерно «волнообразным». Если в положении стоя провести вертикальную ось от середины черепа, она пройдет по заднему краю нижней челюсти, затем – по касательной по отношению к шейному лордозу. Потом слегка «срежет» поясничный лордоз, пересечет середину линии между центрами головок бедер, пройдет перед коленными суставами и завершится чуть кпереди от линии между суставами Шопара.

При внешнем осмотре человека с нормальной осанкой видно симметричное расположение всех частей тела по отношению к позвоночнику. Голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята.

Корригирующая гимнастика при нарушении осанки

  1. Исходное положение (далее – И.П.) – основная стойка, палка внизу. 1 – руки вверх, подтянуться; 12 – руки за голову, палка на лопатки; 3 – руки вверх; 4 2 И.П.
  2. И.П. – палка на лопатки. 1-2 – поворот вправо; 3-4 – поворот влево; 5-6-7 – наклон вперёд; 8 – И.П.
  3. И.П. – палка вертикально за спиной. 1-2-3 – присесть, достать нижним концом палки пола; 4 – И.П.
  4. И.П. – лёжа на спине, палка внизу. 1-2 – палка вверх, подтянуться, носки оттянуть; 3-4 – И.П.
  5. И.П. – руки вперёд (эспандеры, гантели). 1-2-3 – руки в стороны; 4 – И.П.
  6. И.П. – опора на локти «Дуга». 1-2-3 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – И.П.
  7. И.П. – руки за голову, ноги согнуть в «Полумост». 1-2-3 – поднять таз, напрячь ягодичные мышцы; 4 – И.П.
  8. И.П. – руки за голову. 1 – согнуть ногу под прямым углом; 2 – другую ногу согнуть под углом 90°; 3 – выпрямить одну ногу; 4 – другую ногу; 5 – согнуть одну ногу; 6 – другую ногу; 7 – опустить одну ногу; 8 – опустить другую ногу.
  9. И.П. – руку за голову. 1 – мах согнутой ногой; 2 – И.П.; 3 – мах прямой ногой; 4 – И.П.; То же – другой ногой.
  10. И.П. – руки за голову. «Кроль» ногами (локти от пола не отрывать) – движение ногами в вертикальной плоскости. Повторить два раза с отдыхом.
  11. Диафрагмальное дыхание. 1 – вдох (надуть живот); 2 – выдох (опустить живот).
  12. И.П. – палка вверху. 1-2-3-4 – пронести палку под ногами; 5-6-7-8 – И.П.
  13. И.П. – лёжа, палка вверху. 1-2 – сесть, палка на колени; 3-4 – И.П.
  14. И.П. – руки за голову (без палки). 1-2 – ноги поднять; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – вернуться в И.П.
  15. Круговые движения прямыми руками (с гантелями). 1-2-3-4 – руки вперёд; 5-6-7-8 – руки назад.
  16. И.П. – руки в стороны вдоль туловища (ладони вниз). 1-2-3 – поднять таз; 4 – И.П.
  17. И.П. – руки за голову. «Велосипед». Повторить два раза с отдыхом.
  18. И.П. – руки вперёд (с гантелями, эспандером). 1-2-3 – развести руки в стороны, поднять прямые ноги над полом (45°).
  19. И.П. – лёжа на боку, рука вверх (не прогибаться). 1 – вдох, рука вверх; 2 – И.П. – выдох.
  20. И.П. – одна рука вверху, другая – упор перед собой. 1-2-3 – поднять ноги над полом; 4 – И.П.; 5 – мах прямой ногой; 6 – И.П.; 7 – мах; 8 – И.П.
  21. Махи прямой ногой. На каждый счёт (1-2-3-4-5-6-7) махи ногой; 8 – И.П.
  22. То же на другом боку (упражнения 19, 20, 21).
  23. И.П. – лёжа на животе. 1-2-3 – согнуть ноги под прямым углом, поднять локти вверх параллельно полу; 4 – И.П.
  24. «Кроль». Вертикальные движения руками и ногами. Повторить два раза с отдыхом.
  25. «Кроль» ногами, «брасс» руками. Повторить два раза с отдыхом.
  26. «Рыбка». Поднять прямые руки и ноги над полом (1-2-3); 4 – И.П.
  27. И.П. – руки перед грудью, подбородок – в руки. 1-2 – поднять ноги над полом; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – И.П.
  28. И.П. – лёжа на животе. 1-2 – руки вперёд; 3-4 – руки в стороны; 5-6 – руки назад; 7-8 – И.П.
  29. И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. 1-2 – отклониться назад, подбородок прижать к груди; 3-4 – И.П.
  30. И.П. – стоя, руки в стороны. 1-2-3 – «ласточка»; 4 – И.П. (ногу высоко не поднимать, корпус вперёдне наклонять, спину держать прямо).

Как выглядит правильная осанка

У человека с хорошей осанкой грудная клетка несколько выдается вперед, тогда как плечи, наоборот, слегка отведены назад. При этом они симметричны друг другу, как и лопатки. Голова в норме приподнята, живот подтянут, а колени — выпрямлены.

Физиологические изгибы можно рассмотреть, глядя на человека сбоку. Они должны иметь определенную выраженность. Патологией считается как излишнее выпячивание, так и сглаженность лордозов и кифозов.

Ну и конечно, никаких физиологических изгибов не можно быть, когда смотришь на человека сзади. Отклонение позвоночного столба вправо или влево — это сколиоз.

Правильная осанка делает человека статным и способствует нормальной работе костно-мышечной системы и всего организма. Она во многом зависит от формы и гибкости позвоночника. Значение имеют также угол наклона таза и положение головы, состояния мышц и связок, особенности нервной системы и острота зрения.

К примеру, будучи в подавленном состоянии человек опускает плечи и голову, а если он плохо видит, то будет сутулиться, чтобы приблизиться к рассматриваемым предметам.

Причины нарушения осанки

Нарушение осанки у ребенка может быть обусловлено наследственной предрасположенностью и состоянием здоровья.

Так, искривление позвоночника нередко провоцируют перенесенный в раннем детстве рахит и болезни, незамеченные вовремя — плоскостопие или укорочение одной из конечностей. В группе риска также часто болеющие дети, имеющие слабо развитый мышечный корсет.

К причинам нарушения осанки и формирования сколиоза специалисты также относят недостаточную устойчивость общего центра тяжести тела у детей. Эта концепция отводит осанке роль системы, обеспечивающей равновесие в пространстве.

Однако весомую роль в становлении осанки играет та среда, в которой живет ребенок: на чем он спит, чем питается (достаточно ли получает белка, витаминов и микроэлементов), в каких условиях делает уроки и сидит за компьютером (правильно ли подобраны по росту стол и стул), какое положение ребенок занимает во время выполнения домашнего задания.

Важно также насколько он подвижен и не слишком ли часто засиживается в мягком кресле перед телевизором. В разные периоды развития ребенка существуют дополнительные риски для появления проблем с позвоночником

Так, для самых маленьких, в возрасте до года, очень вредно, когда родители пытаются форсировать их развитие: усаживают в подушки малыша, еще не способного самостоятельно сидеть, или пытаются научить его ходить, когда он еще к этому не готов

В разные периоды развития ребенка существуют дополнительные риски для появления проблем с позвоночником. Так, для самых маленьких, в возрасте до года, очень вредно, когда родители пытаются форсировать их развитие: усаживают в подушки малыша, еще не способного самостоятельно сидеть, или пытаются научить его ходить, когда он еще к этому не готов.

Факторами риска на этом этапе также являются ожирение и, наоборот, излишняя худоба ребенка, нарушение мышечного тонуса, неправильная установка его стоп и рахит.

В дошкольном возрасте на становлении осанки может плохо сказаться малоподвижный образ жизни. Например, когда родители разрешают малышу подолгу сидеть у телевизора или играть за компьютером. При этом дети нередко занимают неестественную позу.

Вдобавок у ребенка, который проводит мало времени в подвижных играх, остаются слабые мышцы и связки. Все это становится предрасполагающими факторами к нарушению осанки.

Также в возрасте 5-7 лет происходит первый скачок роста (второй будет в подростковом возрасте). Слишком интенсивный рост в эти периоды может способствовать искривлению позвоночника.

Родителям учеников нужно быть особенно внимательными, ведь именно в школьные годы обычно и формируется нарушения, связанные с неправильным положением тела при сидении, в том числе, при выполнении уроков.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации