Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Развиваем мелкую моторику у малышей

Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках

Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:

Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.

Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.

  • Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.

    Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.
    Пример пальчиковой игры

  • Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.

    Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.

Поднимаем планку

После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики

(дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики

(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять

(дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать

(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»). Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

«Осьминожки»

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке

(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились,

(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились.

(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем.

(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком. Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них. Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом «Умничка»

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка

Массаж для маленьких полезен тем, что помогает разгонять кровь и активизировать нервные окончания. Это касается и массажа пальчиков рук и ног. Плюс, такие физкультурные игры развивают мелкую моторику. Цель подобных занятий — познакомить малыша с пальчиками, показать, как ими можно двигать

Для более взрослых это возможность переключить внимание, отдохнуть и научиться концентрироваться на деталях

Важно! Превратите тренировку в игру — пойте, говорите с разными интонациями. Так малыши будут лучше воспринимать занятие и не начнут скучать

Особенно это касается активных детей до года — они редко хотят сидеть на месте.

Когда занятия сопровождаются стишками, скороговорками, это помогает развить речь, улучшить произношение звуков, потренировать память и внимание. Плюс, после систематических физкультминуток дети будут знать элементарные стихи и песни

Занятия бывают пассивными и активными. Первый вид подразумевает работу взрослых над пальчиками и руками малыша — поглаживание, сгибание и разгибание. Второй вариант подходит детям, которые уже сами могут повторять движения за родителями.

Если ваш ребенок скоро идет в школу, а речь так и не наладилась, читайте как ребенку справиться с произношением звука “р”, где найти хорошего логопеда и как выбрать хорошего логопеда.

Примеры упражнений пальчиковой гимнастики для мозга для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Карандаш между пальцами

Положить карандаш между указательным, средним и безымянным пальцами. Крутить карандаш, передавать его с одного пальца на другой.

При этом можно приговаривать или напевать:

«Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков кручу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Коза

Пальцы нужно сжать в кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны. Нужно шевелить ими, продвигая руку по парте вперёд, приговаривая:

«Жук у жёлудя спросил:

─ Где ты шапку смог найти?

Вот бы мне такую шапку –

Необычной красоты!».

Оса

Необходимо выставить средний палец, прижать его между указательным и безымянным, шевелить ими, приговаривая:

«Оса оса в осенние деньки

Грустные поёт песенки.

Туманы седые на росе –

Спрятаться уж негде осе»

Семья пальчиков

Нужно вытянуть ладонь наружу, а потом по очереди соединять с большим пальцем все остальные, начиная с указательного. При этом стоит проговаривать стишок:

«Пальчик, пальчик,

Где ты бывал?

Я с этим братом в лес ходил,

А с этим братом щи варил,

С этим я кашки отведал,

А с самым младшим спел».

Усложняя, можно предложить детям более динамический тип таких игр, в которых жест соответствует каждой стихотворной строке. Можно предложить детям для формирования мелкой моторики рук рассказывать стихи руками. Также можно предлагать в качестве физкультминутки не только разминать мышцы рук, но одновременно с этим всем вместе петь песенки.

Упражнения с массажным мячом (с пупырышками)

  • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
  • Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
  • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
  • Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
  • Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
  • Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
  • Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)Помассируем бока.(катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)Поиграть я с ним хочу.Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз и с левой, и с правой рукой.

Еще по теме «Пальчиковая гимнастика для детей. Развитие мелкой моторики»:

Пальчиковые игры

Скажите, с каких пальчиковых игр вы начинали, с какого возраста?
Дочке два с половиной. Отлынивает, как может. Ушки у зайчика показывать — не хочет, человечек топает — не хочет. Колечко из пальчиков показывает, но некруглое. Такое чувство, что у нее не очень получается и она не хочет напрягаться. Может, даже стесняется.
Главное достижение — показывает один годик и два годика.
Посоветуйте, пожалуйста, чем еще завлечь.

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши отзывы.Замечательно,если порекомендуете вашу любимую книгу об этом.Спасибо!

игры с пальчиками

подскажите пожалуйста какие игры с пальчиками есть для малышей
Мне приходит на память только
«Сорока -ворона кашку варила» и «Ладушки»

Пальчиковые игры

Я вот как-то недавно задумалась- мы с дочей совсем не играем в пальчиковые игры. Они нам нужны еще (1г.10 мес.), а если нужны, то в какие лучше играть? (ну не в сороку- ворону же с почти двухлетней девушкой играть)

2 Надежда Григорьевна

У меня к вам такой вопросик: у дочки плоховато с мелкой моторикой (видимо, как последствие моей тяжелой беременности). Как Вы думаете, будет ли какой-то толк, если массировать ей пальчики? Может быть, Вы подскажите, где можно найти какие-нибудь стишки или потешки, чтобы проводить это в игровой форме. Заранее спасибо

Капельке — пальчиковые игры

Белочка (руки вытянуты вперед ладонями вниз. В такт стишкам то сжимаем кулаки, то разжимаем, растопыривая пальцы:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.

(переворачиваем руки ладонями вверх, пальцы сжаты)
Кому?

Игры для пальчиков, координация движений рук

Кроме нового журнала, о которм я писала ниже, у «Карапуза» есть еще очень хороший выпуск «Игры с пальчиками». На обложке нарисован мальчик, который показывает свои ладошки, а рядом сидят игрушки — котенок и щенок.

Пальчиковые игры

Я что-то не пойму : вот развивают моторику. Замечательно. Но 🙂 Вот есть у нас книжка с играми такими, адресованная детям от 6 мес. до 3 лет вроде. Но ведь даже как-бы простые, типа фонарики зажглись/погасли (пальчики в растопырку/в кулачок), мы «делаем» мамиными руками, в смысле я расправляю пальчики, потом собираю в кучку 🙂 А как же это делаю сами детишки ? Нам вот 1,3, а как же тогда играют в 6 мес ? Может я что-то не так делаю ? 🙂

Пальчиковые игры

У нас в последнее время пальчиковые игры плавно переросли в «рисование» пальчиком по ладошке.
Вот стишки, которые мы используем. Может кто-нибудь что еще вспомнит типа этого.

Точка,точка, два крючечка.
Носик, ротик, оборотик.
Палка, палка, огуречик –
Получился человевек.

Песенка для пальчиковой гимнастики

Песенка для пальчиковой гимнастики:

Раз, два, три, четыре, пять,
Лягут пальчики все спать,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уже уснул,
А этот пальчик маленький, его зовут Боренька (Сашенька, Оленька и т.д.)

Читаем стих, перебирая пальчики.

Уникальный комплекс «Пальцовки»

Прежде, чем приступать к упражнениям, проведите подготовку: руки хорошо растереть, потом проделать движения, словно моете очень грязные руки. Время выполнения — до 5 минут. Это движение время от времени можно повторять, когда долго сидите за компьютером или готовитесь к экзаменам. Мозг начнет работать намного активнее.

Движения, под названием «Пальцовки», необходимо выполнять двумя руками. Научитесь выполнять главное упражнение.

Польза упражнения «Пальцовки»:

  • Улучшает память.
  • Повышает скорость мышления, принятия решений и реакцию.
  • Находит пути выстраивания нейронных связей в коре, поэтому происходит восстановление утраченных.

Кроме улучшения памяти, движения несут оздоровление для всего организма. По сути, это вариант восточного точечного массажа. Примерно через три месяца будет происходить замедление старения мозга и всего организма. Поэтому стоит приступить к занятиям уже сегодня.

В чем суть «пальцовки»: подушечками большого пальца вы поочередно нажимаете на все пальцы, начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном направлении. Тем самым вы заставляете оба полушария мозга работать согласованно.

Есть много других упражнений этого комплекса.

После «пальцовки» выполните еще одно упражнение. В центр правой ладони поставьте не точеный карандаш или палочку. Держите равновесие 1 минуту. Другой карандаш поставьте в центр ладони левой руки. Теперь два карандаша должны держать равновесие. Очень полезное упражнение на развитие координации и внимания.

Выполняя гимнастику, вы придете к тому, что будете быстро запоминать номера телефонов, тексты документов или книг. Легко начнете запоминать стихи, быстрее выучите иностранный язык.

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

ТипВарианты материаловПримеры использования
Дидактический материал
  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
Улучшают память.
Способствуют овладению навыками письма, рисования.
Развивают фантазию, воображение.
Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации