Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Где лево, где право?

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале

Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга

В статье использовались материалы из пособия: «Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения.»

Как мы узнаем, где «право» и «лево»? Ученые считают, что что этот процесс связан с внутренним самоощущением левой и правой сторон тела

Это следует обязательно принимать во внимание при обучении детей понятиям «справа» «слева». Поэтому начинайте обучение детей с помощью их тела и только потом переходите на изучение обуви, перчаток и сторон света

Учим определять правую и левую руку

Сначала научите ребенка определять правую и левую руку.
В возрасте около 3 лет выражается доминирующая рука. Присмотритесь, какой рукой малыш чаще берет вилку и ложку, рисует, бросает мяч. У большинства детей такой рукой будет правая. Поэтому говорите ему — правая рука, это та, которой ты рисуешь. Когда он это запомнит, он определит, что другая рука (которой он не держит карандаш) — левая. После того, как ребенок научится определять левую и правую руку, объясните, что все части тела, которые находятся с правой стороны, тоже правые — нога, ухо, глаз, колено, локоть, а с левой стороны — левые. Закрепляйте эти понятия в процессе повседневных занятий, например, сопровождая процесс одевания пояснениями

Дети любят выполнять упражнения на внимание, например, «дотронься левой рукой до правой ноги», «дотронься правой рукой до левого уха» и т.д

Учим определять правую и левую стороны

В возрасте около 4-5 лет дети должны уметь определять направления и отношения между предметами, а также использовать эти знания: располагать и перемещать предметы, передвигаться в указанном направлении. Объясните ребенку, что все то, что ближе к правой руке — находится справа, с правой стороны, что ближе к левой руке — слева. Это касается и направлений — направо, налево. Поиграйте в игры на освоение линейного пространства — поставьте в ряд игрушки и загадайте одну из них. Пусть ребенок попробует угадать, какую игрушку вы задумали. В случае неправильного ответа направляйте его, используя слова «левее», «правее».

Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «сейчас мы повернем направо», «слева от нас проехал автобус». Многие дети учатся определять направления движения, слушая навигатор в машине их родителей

Вначале они слышат: «через 100 метров поверните налево», последующий поворот машины налево помогает в определении левой стороны. Прекрасным упражнением на закрепление понятий «лево», «право» у дошкольников являются графические диктанты, во время которых дети рисуют линии по клеточкам в нужном направлении под диктовку взрослого.

Зеркальное отражение

Самое сложное — это научить ребенка определять право и лево по отношению к собеседнику. Оденьте с ребенком браслеты или часы на правую руку и станьте лицом к друг другу. Пусть ребенок посмотрит, что предмет (часы или браслет) оказался перевернутым, так как положение предметов относительно друг друга изменилось. Можно проделывать подобное упражнение и с зеркалом.

Почаще употребляйте термины «лево» и «право» в повседневной речи — и ребенок без труда выучит эти жизненно важные слова.

Марина Алексейчик

Открывать дверь автомобиля

Когда вы сидите на месте водителя, конечно, удобнее открывать дверь левой рукой, поскольку она находится ближе к ручке. Однако знаете, чем может обернуться такое опрометчивое движение? Открывая дверь левой рукой, вы будете смотреть перед собой, поэтому можете не заметить приближающегося к вам велосипедиста или другой автомобиль. Это одна из самых распространенных причин дорожно-транспортных происшествий.

Племянница Джулии Робертс Эмма ждет первенца: пополнение в семье актрисы

Фотоэкскурсия по катамарану, созданному по заказу Рафаэля и Марии Надаль

Новые технологии в Голливуде: робот стал главный актером в новом фильме

Когда же вы открываете дверь правой рукой, то вынуждены поворачиваться корпусом в противоположную сторону. Следовательно, вы будете видеть то, что происходит сзади, и сможете увидеть и приближающегося велосипедиста, и автомобиль, и любой другой движущийся объект.

Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука.

С вами Виктория Габышева

Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания.

Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка.

Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета. В детском саду на преодоление этой проблемы уделяется очень много времени и усилий. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий.Призываею вас, уважаемые родители, не оставайтесь в стороне. Следуйте рекомендациям, и вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ребенку письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку.
Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.

Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую. Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»

На прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево»

«Сейчас нам направо». Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа
от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку

Она в левом ящичке комода».

Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут

Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

ПИШИТЕ

By Виктория Габышева |
27 ноября 2017 |
Воспитание детей . Диагностика . Нейропсихология
| Tags: игрысдетьми, как общаться с ребенком, лево право, развитие детей, советымаме

Особенности развития леворукого ребенка

Важной особенностью ребенка-левши является свой особый индивидуальный ход развития. Развитие таких детей зачастую идёт крайне неравномерно, частично способности левши могут опережать уровень, достигнутый сверстниками, а некоторые способности развиваются гораздо дольше

Такой зигзагообразный профиль способностей и стремление ребенка приладиться к миру правшей, создает уникальную ситуацию развития. Те трудности, которые будут описаны ниже, могут отсутствовать или быть незаметными, так как левши удивительным образом могут компенсировать любые недостающие звенья психических функций, как бы «изобретая» новые способы функционирования психики.

Для обычного человека не составляет труда такое простое задание, как поднять правую руку и определить, где лево и право. Для левши это совсем непросто. Он начинает путаться, задумываться и вычислять, где же это «право». Такого рода стратегия сохраняется и во взрослом состоянии. Так, одна взрослая женщина (переученная левша) призналась, что долго путалась в этом вопросе, пока не вычислила: «лево — это там, где сердце»,- и использует такой вспомогательный способ по сей день. Затруднения в пространственной ориентации — одна из самых распространённых особенностей у левшей.

Зеркальное письмо, когда буквы и цифры дети пишут в обратную сторону, может встречаться у многих дошкольников от 3 до 7 лет, для них это лишь один из этапов освоения навыка письма. У леворуких детей вероятность появления такого письма составляет 85%. Известно, что Леонардо да Винчи писал зеркальными буквами и справа налево. Для леворукого ребенка всё равно, откуда начинать читать, писать — и справа налево, и снизу вверх. Пространство для него не имеет четких координат и границ, в нем нет того порядка, который сам собой возникает у большинства правшей. Отсюда многочисленные трудности могут возникнуть и в письме асимметричных букв, чтении и счете.

Вся эта деятельность четко пространственно ориентирована, например, счетом мы овладеваем, осваивая порядок чисел в числовом ряду (чтобы отнять 3, делаем по линеечке три шага влево или назад; чтобы прибавить, делаем 3 шага вперед), разрядный состав числа (десятки слева, единицы справа). Для ребенка, у которого все пространство «плавает», не имеет четких границ и ориентации, и цифры в числовом ряду, и буквы в слове «плавают», 7+1 у него может оказаться равно 6, так как он просто пошел по числовому ряду в другую сторону.

Передавать предметы в Индии

Индусы очень внимательно следят за тем, что и какой рукой человек делает. Например, если во время нахождения в Индии вы передадите местному жителю любой предмет (ручку, блокнот, перечницу, солонку – все что угодно) левой рукой, то он посчитает это личным оскорблением. Возможно, конечно, сделает скидку на то, что вы иностранец, но тем не менее неприятный осадочек останется. А все дело в том, что левая рука считается здесь нечистой, ведь она связана с личной гигиеной (к примеру, индусы снимают и надевают обувь исключительно левой рукой).

Побег из королевства не принес покоя: почему Гарри испытывает чувство вины

Возвращение к путешествиям в условиях короновируса и здоровье: Турция, Канары

Ариэль на байке и маленькая Покахонтас. Неожиданные образы принцесс Диснея

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВЛЕВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВПРАВО

ВЛЕВО

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла божья коровка.

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» — раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале

Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга

В статье использовались материалы из пособия: «Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения.»

Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений

Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.

Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.

И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.

Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.

Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.

Как сформировать пространственные представления у дошкольников? Внимательные мои читатели сразу ответят: только через игру.

Пять общих правил

Расслабьте руку

Рука не должна быть напряжена. Причём это аналогично правой – проследите не только за кистью, предплечьем, но и за плечевым суставом и задней частью спины. Попробуйте максимально «вальяжно» опустить руку вдоль туловища и запомните эти ощущения. Примерно так должен вести себя плечевой аппарат, совершая усилие кистью и пальцами во время игры.

Поставьте большой палец в правильное положение

Единой постановки большого пальца нет. Он будет двигаться во время исполнения как аккордов, так и соло. Однако стоит знать, что ладонь использует его в качестве опоры. Обычно она находится в подушечке и суставе первой фаланги. Палец почти никогда не «обнимает» заднюю часть грифа целиком. Опираемся примерно на половину. Причём положение его может быть как параллельно грифу, так и немного под углом (в зависимости от песни).

Подберите оптимальную силу зажима струн

Одной из проблем может стать как недожим, так и слишком сильное зажатие. Недожимание происходит на начальных этапах, когда гитаристу не хватает сил в пальцах или он боится именно пережать. Переусердствовать тоже не стоит – если струна дребезжит, издаёт слабое звучание, то возможно причина не в силе, а в неверной позиции (или в самой гитаре, но это другая тема). Как бы это банально не звучало, но нужно найти нечто среднее, чтобы и звук был приемлемым и руке было удобно. Часто рекомендуют использовать эспандеры или другие силовые приспособления. Но главный тренажёр для гитариста – сам инструмент.

Держите пальцы ближе к ладам

Чем ближе вы держите палец к ладовой перегородке (между ладами), тем чище будет звук. Но нельзя заходить на сами эти металлические порожки – тогда и начнётся дребезг, тусклое звучание, недожим. Проверьте – возможно какой-то из пальцев в зажатом аккорде упрямо залезает на ладовую перегородку и портит звук. Если пальцы не дотягиваются, подвиньте саму ладонь чуть правее.

Следите за тем, чтобы позиция ощущалась комфортно

Часто во время исполнения сложного элемента (например, растяжки пальцев) тело гитариста непроизвольно начинает «съёживаться», горбиться, выгибать руки – принимает максимально неудобную позу. Поэтому при разучивании отвлекитесь от самого произведения и последите за своими ощущениями. Расслабьте часть руки или спину, если они напряжены и выберите более комфортное положение.

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Активнее использовать игры для закрепления понимания понятий право и лево

Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребёнка различать лево и право.Дошкольникам 5-7 лет можно предложить графические диктанты, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато. Взрослый словами задаёт направление, а ребёнок ведёт карандашом линию строго по клеточкам, поворачивая в нужную сторону по команде. В результате должен получиться определённый рисунок. Поначалу эти узоры должны быть простыми, а когда малыш приноровится, то задачу можно усложнять.
С помощью подобных графических диктантов можно получить вполне смысловые рисунки: крепости, машины, животных, любые другие предметы. Подобные инструкции для рисунков графических диктантов есть в специальных тетрадках для подготовки к школе, но можно их придумывать и самостоятельно.
Главное, чтобы бумага была обязательно в клеточку, причём размер её должен определяться возрастом малыша – чем старше он будет, тем клеточки можно брать мельче. Конечно, перед проведением графического диктанта ребёнку не следует показывать рисунок, который в итоге должен у него получиться. 

«Слушай мою команду!»

Эта забавная игра очень радует детей, особенно если проводить ее под веселую музыку. Мама или папа становится ведущим и раздает команды: «Поднять правую руку, попрыгать на левой ноге, поднять левую руку, потопать правой ногой» и так далее.

Совет:

Возьмите погремушку. Погремите ей над одним ушком ребенка, затем над другим приговаривая «Погремушка, погремушка, позвони скорей у ушка, ты над левым позвони, ты над правом позвони»

Дальше можно присоединять команды «Потрогай левое ушко, закрой правый глазик» и т. п. Самое главное: меняться с малышом местами! Так ему будет гораздо интереснее.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации