Содержание
- 1 11. Венеру обокрали
- 2 Венера Милосская в поэзии[править]
- 3 Что держала?
- 4 Штрих к окончательному закату «рококо» в России.
- 5 История обнаружения Венеры Милосской
- 6 Культурное влияние
- 7 Тайны и загадки статуи «Венера Милосская»
- 8 Вдохновленные работы
- 9 Происхождение славы
- 10 7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно
- 11 История находки
- 12 Открытие и история
- 13 Почему Венера Милосская без рук?
11. Венеру обокрали
Обворованная Венера.
Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.
12. Венера утратила цвет
Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.
13. Статуя выше, чем большинство людей
Венера выше, чем среднестатистический человек.
Высота Венеры Милосской — 2,02 м.
Венера Милосская в поэзии[править]
И целомудренно и смело,До чресл сияя наготой,Цветёт божественное телоНеувядающей красой. |
|
— Афанасий Афанасьевич Фет, «Венера Милосская», 1856 |
От этих людных зал к старинной мастерскойНазад, во тьму времен, летит воображенье…Художник там стоит в надменном упоенье,Резец свой уронив, богиня, пред тобой. |
|
— Пётр Бутурлин, «Венере Милосской», 1880-е |
О древний Лувр, под сень безмолвную твою От шумной улицы я уходить люблю. Не всё ли мне равно — Мадонна иль Венера, — Но вера в идеал — единственная вера, От общей гибели оставшаяся нам, Она — последний Бог, она — последний храм! |
|
— Дмитрий Мережковский, «Венера Милосская» (из цикла «Конец века»), 1891 |
Плюш диванов, говор иностранный, |
|
— Михаил Цетлин (Амари), «У Венеры Милосской», 1912 |
Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего, |
|
— Владимир Кириллов, «Мы», 1921 |
Каждое облако в час дурной —Грудью круглится.В каждом цветке неповинном — твойЛик, Дьяволица! |
|
— Марина Цветаева, «Хвала Афродите», 23 октября 1921 |
Минута ― причёсан,щёки ―даже |
|
— Владимир Маяковский, «Утро» (из цикла «Летающий пролетарий»), 1925 |
И прожектор ложится на плоскую водуИ еще полминуты горит под водой.Металлический дом, точно колокол духов,Опускается тихо звонит в синеве. |
|
— Борис Поплавский, «Отрицательный полюс молчит и сияет…», 1930 |
Стучит обозная повозка.В прозрачном Лувре свет и крик.Перед Венерою МилосскойЗастыл загадочный калмык… |
|
— Алексей Эйснер, «Конница», 1928 |
А затем и зданья осели, |
|
— Павел Антокольский, «Баллада», 1956 |
Что держала?
Люди, видевшие статую целиком, и те, кто утверждал, что видел, говорили, будто скульптура – часть парной композиции. Якобы одна рука Венеры лежала на плече Тесея или какого-то другого героя. Вторые заявляли, что в руке богини было яблоко, вручённое ей Парисом. Были варианты и с лавровым венком или зеркалом.
Наиболее популярной и достоверной на данный момент считается версия о том, что женщина держала веретено и прялку. Такой вывод учёные сделали, исходя из предполагаемого занятия натурщицы. Гетеры в Древней Греции коротали время в ожидании клиентов за прядением шерсти. Это помогало им не скучать и давало дополнительный заработок. Сравнив положение тела и рук Венеры с позами прядущих женщин, изображённых на амфорах, исследователи нашли много общего.
Но как могли держаться на весу руки скульптуры с мраморной прялкой? Учёные предположили, что веретено, нить и сама прялка, скорее всего, были изготовлены из дерева и покрыты позолотой. Со временем дерево истлело. Также бесследно пропали со скульптуры и украшения из драгоценных металлов. На мраморном теле остались лишь следы от креплений тиары, браслетов и серёжек.
Штрих к окончательному закату «рококо» в России.
09.02.1914 молодые Юсуповы: Феликс и Ирина (племянница Николая II) — заключили брак. 30.12.1916 Феликс участвовал в убийстве Распутина. А в феврале 1917 произошла февральская революция, еще без большевиков. Юсуповы эмигрировали.
Аристократическое семейство Юсуповых всегда отличалось тонким вкусом. Об этом можно также судить по их подмосковной усадьбе «Архангельское». Невозможно себе представить какого-либо Юсупова, подобно Морозову шастающего в районе Монмартра с картиной Пикассо или какого-нибудь импрессиониста либо дающим деньги на революцию.
Зато их можно обвинить в любви ко всему изящному, камерному, домашнему, тому, что лет на сто пятьдесят раньше квалифицировали бы как «рококо». В 1914-1916 годах после того, как молодым выделили часть юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге, Феликс шикарно и дорого перестроил серебряный будуар (комната его жены, княгини Ирины, с ванной). В Серебряном алькове (спальня, не имеющая окон, выходящих на улицу) он установил копию «Венеры Медичи».
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых
Малая гостиная. Серебряный альков. 1914-1916. Дворец Юсуповых (более крупный план)
А в Античном зале Юсуповского дворца соседствуют копии примерно конца XVIII — начала XIX века двух наших «красавиц»: гудоновской «Зимы» и «Каллипиги». «Зима» непосредственно из мастерской Гудона, а «Каллипига» — из Италии:
Слева: Зима. Гудон. Справа: Каллипига. Италия
Князь Ф.Юсупов (извествен своим участием в убийстве Г.Е.Распутина) с великой княжной Ириной Александровной в день свадьбы 09.02.1914
Стояла «Венера Медицейская» и в Белом зале в царском Зимнем дворце времен царствования Николая I. Имеется целая серия акварельных зарисовок интерьеров, сделанных при его преемнике Александре II. Без всяких мыслей о рококо и прочей терминологии эти интерьеры очень символически передавали эстетические взгляды их владельцев: тягу к красоте. Об этом немного расскажем в следующей части заметки.
Оканчивалась эпоха красоты под революционные мечтания и изложение своих эстетических представлений не умевшими рисовать художниками.
В 1917 г. «рококо» закончилось. Венеры с приходом импрессионизма и других измов утратили все свои эстетические достоинства. Невозможно близко понять, почему Ренуар изобразил Венеру в столь неподобающих формах.
О.Ренуар «Венера»
Также по этой теме:
От Бозара к Базару
Воины из Риаче или чистые греки
А видели ли вы графа Калиостро?
Бертель Торвальдсен. Часть 5
Бертель Торвальдсен. Часть 7. «Гебы» и «Ганимеды»
«Давиды» Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Бернини, Д’Эпине
«Маленькая Лиза» Гудона
Не хочу быть консулом –хочу быть императором. Часть 2. Наполеон
Парные скульптуры. Часть 1.
О красоте по Хогарту
История обнаружения Венеры Милосской
Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.
Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.
Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.
Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.
Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.
После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.
Культурное влияние
Комедия
У Чарли Дрейка был эскиз, на котором статуя потеряла руки в результате неосторожной работы сотрудников музея, которым было поручено ее упаковать.
Дин Мартин сослался на статую в телевизионном выпуске, в котором к нему на сцене присоединилась женщина из аудитории студии. Нервная барышня хихикала и неоднократно начинала грызть ногти
Мартин осторожно убрал ее руку и сказал: «Не грызите ногти, посмотрите, что случилось с Венерой Милосской!»
В фильме « Неси Клео» есть сценка, показывающая, как статуя потеряла руки. В фильме «Астерикс» похожая пародия.
Кино и телевидение
Заговор с целью украсть статую находится в центре шпионского фильма «Последний из секретных агентов». (1966) с Марти Алленом и Стивом Росси в главных ролях .
В клеща эпизоде «Безоружный но не Безвредному», злодеи Венера и Milo грабят художественный музей.
В эпизоде Симпсонов «Гомер Бадман» Гамми Венера Милосская пародирует статую.
В диснеевском Геркулесе есть сцена, где Геркулес пропускает камень и случайно ломает обе руки.
В Твин Пикс Венера Милосская находится в Красной комнате.
В ситкоме BBC « Только дураки и лошади» Дель Бой показывает Родни модель статуи, утверждая, что в мире есть больные люди, которые сделали бы такую статую инвалида.
В лакомства эпизоде Рим выходками , который был установлен еще в древности, император Тим имеет полную статую в его квартире. Входит Грэм, снимает плащ и набрасывает его на одну из рук. Голова отваливается.
Музыка
- Песня » Brown Eyed Handsome Man «, написанная Чаком Берри и перепетая Бадди Холли, содержит слова: «Венера Милосская была прекрасной девушкой. Она держала мир на ладони. Она потеряла обе руки в борцовский поединок, чтобы победить кареглазого красавца «.
- Четвертый трек на альбоме Майлза Дэвиса « Birth of the Cool» (1957) называется «Venus de Milo».
- Популярная песня Льюиса Э. Генслера и Лео Робина » Love Is Just Around the Corner » содержит слова: «Венера Милосская была известна своим очарованием. Но строго между нами, ты симпатичнее Венеры, и более того, ты получил оружие «.
- «Venus» — второй трек из дебютного альбома группы Television » Marquee Moon» (1977). В припеве рассказчик попадает в «объятия Венеры Милосской».
- Песня « Touch Too Much » из альбома AC / DC Highway to Hell содержит слова: «У нее было лицо ангела, улыбающегося грехом, тело Венеры с руками». «В руках ангела.»
- Песня «Spaz Attack» группы 2NU содержит слова: «Внезапно появляется этот полностью красивый, плотно завернутый двойник Венеры Милосской».
- В испанской песне известного гватемальского певца Рикардо Арджона «No te cambio por nada» («Я бы ни за что не променялся») содержится такая фраза:
- Песня «Please Don’t Bury Me» Джона Прайна из его альбома Sweet Revenge отсылает нас к Венере Милосской. Песня о человеке, который умирает и оставляет после себя части своего тела. Он оставляет ее руки в строке «Венера Милосская может взять мои руки».
- Стих из «Питьевой песни инженеров» ссылается на скульптуру:
Femen протест
3 октября 2012 года французские активистки, принадлежащие Femen, выступили против изнасилования, стоя топлес перед Венерой Милосской. Группа указала, что они выбрали Венеру Милосскую, потому что у статуи нет рук и поэтому она символизирует беспомощность и уязвимость женщины.
Тайны и загадки статуи «Венера Милосская»
Люди чаще всего узнают Венеру Милосскую как статую без рук. Считают, что это ее главная загадка. На самом деле статуя Венера хранит в себе больше тайн.
- Непонятна связь статуи со своим названием. По мнению архитекторов статуя — прототип греческой богини любви. В Греции ее имя — Афродита, а Венера -это римское название.
- Скульптора была найдена с плитой, на которой имелись данные о создателе — его имя Александрос Антиохийский. Куда исчез постамент после, никто не знает.
- Возможно, статуя изображает не Венеру. Одни говорят о том, что статуя является копией морской богини Амфитриты. Ее особенно почитали островитяне Милоса.Другие считают, что это скульптура богини Виктории. Ее власть распространялась на победу и поражение воюющих, поэтому в руках у скульптуры могло быть копьё.
- Среди ценителей искусства нашлись и недоброжелатели. Ренуар- художник-импрессионист, высказался об архитектурном творении совсем нелестно, заявив, что прототип очень далек от настоящей женской красоты.
- Во время Второй Мировой войны Скульптура была вывезена вместе с другими ценными артефактами из Лувра. Они долгое время хранились в замках деревней Франции.
- Возможно, статуе принадлежали различные цветные украшения: браслеты, кольца, ободок. Об этом свидетельствуют борозды и выступы в мраморе.
- Многие считают, что именно несовершенство скульптуры является источником вдохновения. Например, отсутствие рук пробуждает фантазии о том, как могли быть они расположены, что находилось в них.
Вдохновленные работы
Многие современные художники были вдохновлены этим произведением с тех пор, как она впервые попала в Лувр. (Древний ЕС) Одно из наиболее заметных произведений было создано французским художником-постимпрессионистом Полем Сезанном, который нарисовал карандашный этюд в 1881 году. Другой вдохновляющей работой был Рене Магритт, который нарисовал уменьшенную версию гипса с ярко-розовым и темно-синий, названный «Les Menottes de Cuivre» или «Медные наручники» в 1931 году. Еще совсем недавно появились работы художника в стиле нео-дада-поп Джима Дайна , который с 1970-х годов часто использует Венеру Милосскую в своих скульптурах и картинах. Но, возможно, наиболее широко известная адаптация — это адаптация Сальвадора Дали с его созданием 1936 года «Venus de Milo aux tiroirs (Венера Милосская с ящиками)». Испанский сюрреалист создал гипсовый слепок половинного размера, раскрасил его и накрыл приоткрытые ящики металлическими ручками и меховыми помпонами. Это вдохновляющее воссоздание знаменитой скульптуры должно было показать «богиню любви в виде фетишистского антропоморфного шкафа с потайными ящиками, наполненными водоворотом тайн сексуальных желаний, интерпретировать которые может только современный психоаналитик» (Oppen & Meijer, 2019).
Образ Венеры Милосской постоянно встречается в современной культуре, будь то журналы, реклама или домашний декор. Ссылки на скульптуру продолжаются и повторяются, что говорит о ее способности сохранять актуальность.
Происхождение славы
После открытия в 1820 году Венера Милосская всегда считалась значительным художественным открытием, но статус иконы получил лишь позднее. Однако точные обстоятельства, при которых она была обнаружена, неизвестны и, вероятно, всегда будут оставаться такими. Но мы знаем, что в это время Лувр и, в свою очередь, французское искусство в целом понесли большие потери, когда разграбленная коллекция Наполеона была возвращена в страны их происхождения. Музей потерял некоторые из своих самых знаковых произведений, такие как римский Лаокоон и его сыновья и итальянская Венера Медичи. Дыра, оставшаяся во французской культуре, позволила Венере Милосской стать международной иконой. На основании ранних рисунков было известно, что на постаменте, который был отделен от статуи, есть даты, которые показывают, что он был создан после классического периода, который был наиболее желанным периодом искусства. Это заставило французов скрыть постамент, чтобы скрыть этот факт до ее появления в Лувре в 1821 году. Она занимала главное место в галерее и стала культовой, в основном благодаря кампании по брендингу Лувра и акценту на ее значении. чтобы вернуть национальную гордость. Вот почему она самая известная и известная статуя Венеры.
7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно
Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.
8. Венера Милосская — объект национальной гордости французов
Венера Медичи — конкурентка Венеры Милосской.
Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры — статую Венеры Медичи — из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.
История находки
Факты таковы. В 1820 году лейтенант французского флота Оливье Воутьер во время стоянки его корабля на якоре в гавани Мелоса решил разнообразить рейдовую скуку поездкой на остров. Там местными жителями время от времени обнаруживались интересные находки, которые можно было приобрести недорого. Офицер заметил, что один из крестьян, разбирая древнюю кладку стены для использования каменных блоков в качестве строительного материала, вроде бы нашел что-то. Изучив предмет, Воутьер понял, что это верхняя часть статуи, изображающей женщину. Он сразу же признал, что находка эта незаурядна и представляет ценность. Начальство, получив рапорт лейтенанта, распорядилось приобрести у крестьянина скульптуру за сравнительно скромную сумму. Венеру тщательно упаковали, в 1821 году привезли во Францию и показали Людовику XVIII, который передал ее в Лувр, где она находится и поныне.
Водолей в «Криминальном чтиве»: 12 персонажей Тарантино и их знаки зодиака
Мужчина стал интернет-сенсацией благодаря сходству с популярным актёром
С 1 июля откроется 30 тысяч детских лагерей: «Орленок» ждет уже через неделю
Открытие и история
Открытие
Обычно считается, что Венера Милосская была обнаружена 8 апреля 1820 года крестьянином по имени Йоргос Кентротас в захороненной нише в руинах древнего города Милос. Милос — нынешняя деревня Трипити , на острове Милос (также называемом Мелос или Мило) в Эгейском море , который тогда был частью Османской империи .
В другом месте первооткрыватели идентифицированы как Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Поль Карус назвал место открытия «руинами древнего театра в окрестностях Кастро, столицы острова», добавив, что Боттонис и его сын «случайно наткнулись на небольшую пещеру, тщательно покрытую тяжелой плитой и замаскированную. , в котором была прекрасная мраморная статуя, состоящая из двух частей, а также несколько других мраморных фрагментов. Это произошло в феврале 1820 года ». Он, очевидно, основывал эти утверждения на статье, которую он прочитал в журнале Century Magazine .
Австралийский историк Эдвард Дайкер , цитируя письмо, написанное Луи Брестом, который был французским консулом на Милосе в 1820 году, утверждает, что первооткрывателем статуи был Теодорос Кендротас и что его путали со своим младшим сыном Джорджиосом (фонетически известным как Йоргос), который позже заявил о признании находки. Дуйкер утверждает, что Кендротас брал камень из разрушенной часовни на краю своей собственности — террасной земли, которая когда-то была частью римской гимназии — и что он обнаружил продолговатую полость глубиной примерно 1,2 × 1,5 метра (4 × 5 футов) в глубине. вулканический туф. Именно в этой полости, имевшей три крыла, Кендротас впервые заметил верхнюю часть статуи.
Несмотря на эти аномалии, все согласны с тем, что статуя была найдена в виде двух больших частей (верхняя часть туловища и нижние задрапированные ноги) вместе с несколькими гермами (столбы, увенчанные головами), фрагментами верхней левой руки и левой рукой, держащей яблоко. и цоколь с надписью.
Передний план
Трехчетвертный вид
Вид сзади
3D модель
Во Франции
В 1871 году во время восстания Парижской Коммуны было сожжено множество общественных зданий. Статуя Венеры Милосской была спрятана из Лувра в дубовом ящике и спрятана в подвале префектуры полиции. Хотя префектура была сожжена, статуя сохранилась неповрежденной.
В 1920 году скульптор Роберт Ингерсолл Эйткен произвел фурор, раскритиковав выставку, освещение и размещение статуи Венеры Милосской в музее.
Осенью 1939 года статую упаковали для вывоза из Лувра в преддверии начала войны. Пейзажные грузовики из Комеди-Франсез перевозили шедевры Лувра в более безопасные места в сельской местности. Во время Второй мировой войны статуя была надежно укрыта в замке Валансай вместе с Крылатой Победой Самофракии и Рабами Микеланджело .
Слава
Большая слава Венеры Милосской в девятнадцатом веке во многом обязана серьезным пропагандистским усилиям французских властей. В 1815 году Франция вернула итальянцам Венеру Медичи (также известную как Венера Медичи) после того, как она была разграблена Наполеоном Бонапартом . Венера Медичи, считающаяся одной из лучших существующих классических скульптур, побудила французов продвигать Венеру Милосскую как большее сокровище, чем то, которое они недавно потеряли. Многие художники и критики почтительно хвалили статую как воплощение изящной женской красоты. Однако Пьер-Огюст Ренуар был среди его недоброжелателей, назвав его «большим жандармом ».
Почему Венера Милосская без рук?
Об этом редко вспоминают, но Венера Милосская была найдена с руками и даже постаментом, где было высечено имя скульптора. Однако авторство статуи автоматически приписали Праксителю, а имя Агесандра Антиохийского некоторое время не упоминалось.
Руки Венеры, найденные вместе с изваянием, были сильно повреждены. В борьбе за артефакт между французскими моряками и турецкими властями, конечности пострадали ещё сильнее, но были склеены и приставлены к скульптуре. Утеряны окончательно они были при перевозке памятника во Францию. За сохранностью и наличием рук никто особо не следил, так как тогдашние искусствоведы сочли их недостаточно красивыми и элегантными.