Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Гимнастика суставная: цели и задачи, отличия от других видов лфк, краткая оценка некоторых популярных систем и примерный мини-комплекс

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Причины искривления позвоночника

Среди причин врожденные нарушения формирования патологии вследствие неправильного внутриутробного развития скелета ребёнка, ДЦП, различные генетические заболевания со слабостью соединительной ткани. А также:

  1. Травмы во время родов.
  2. Низкая физическая активность.
  3. Нерациональное питание.
  4. Повышенная нагрузка на позвоночник.

Для исправления сколиоза у детей используется комплекс мер:

  • ЛФК;
  • массаж спины;
  • рациональное питание с повышенным содержанием кальция и фосфора для укрепления костной ткани;
  • плавание;
  • использование для сна ортопедического матраса и подушки, правильно подобранные рабочий стол и стул по росту ребёнка;
  • при необходимости, ношение ортопедического корсета;
  • при сколиозе 3 и 4 степени – оперативное вмешательство.

В чем польза ЛФК для мышц спины ребёнка:

  1. Тормозит дальнейшее прогрессирование заболевания.
  2. Укрепляет мышцы, расположенные вокруг позвоночника, тем самым снимая с него избыточную нагрузку.
  3. Исправляет уже имеющиеся деформации позвоночного столба, придает ему физиологичное положение.
  4. При регулярных занятиях лечебной физкультурой не менее 4-5 раз в неделю можно избавиться от сколиоза в течение полугода с вероятностью в 90-97 %.

Для того чтобы предупредить развитие сколиоза, необходимо быть внимательным к ребёнку. Надо дать ему условия для высокой двигательной активности, обеспечить сбалансированным питанием, оборудовать ему кровать и учебное место по росту. Не пренебрегать ежегодным профилактическим осмотром в поликлинике у педиатра.

Сколиоз достаточно легко лечится с помощью лечебной физкультуры и других общеукрепляющих средств. Самое главное в его терапии – это своевременное выявление и обращение за помощью к профильному специалисту.

Признаки сколиоза достаточно характерны, и выявить их самостоятельно совсем не сложно. Сначала попросите ребенка, чтобы он стал ровно и опустил руки вдоль туловища. Посмотрите на спину: в нормальном состоянии позвоночник прямой и располагается точно по центру, лопатки имеют одинаковую форму и находятся на равном расстоянии от позвоночника, плечи на одной линии. Далее попросите ребенка нагнуться вперед: позвонки должны выделяться все одинаково, а спина оставаться симметричной.


Признаки сколиоза

Если одна сторона спины более выпукла, лопатки отличаются по форме или развернуты под разными углами, позвоночник имеет дугообразную форму – это явные симптомы искривления. Обнаружив хотя бы один из них, следует отвести ребенка к ортопеду для более детального обследования. Врач определит степень искривления и подберет самый оптимальный способ лечения, в том числе и комплекс упражнений.


Степени искривления

Вспомогательные вещи

Для улучшения координации и для усиления мышц корпуса, для предварительной подготовки исполнения сальто, используют большую камеру от грузовика, которая отпружинивает ноги в положении упор лежа на прямых руках. Аналогичные пружинящие действия имеет натянутый резиновый жгут, который складывается в несколько слоев.

Для маленьких детей, которые только начинают путь спортивной гимнастики, занятия проводятся в игровых формах и используют поролоновые геометрические фигуры, обтянутые искусственной кожей — через них можно прыгать, регулируя высоту несколькими предметами.

Для обучения сальто, особенно двойного, применяют гимнастическую страховку — канат на блоке, привязанный к страховочному поясу.

Судейство и оценка

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд.

Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей – технику исполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков – по типу стенографических.

Из оценки, выставленной первой группой судей, – своего рода «стартовой цены» (это – максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), – вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки.

Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз.

Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

В командном зачете действует схема «6–5–4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7–6–5».)

В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше).

Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.

В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).

Накладки

Гимнастические накладки девушки используют на брусьях, а парни — на перекладине и кольцах, иногда на коне. Аксессуар состоит из запястного фиксатора и кожаной полоски. Накладки для девушек и парней отличаются — у девушек маленький валик у пальцев и две дырки для пальцев, у мужчин — большой валик и три дырки для пальцев. Накладки защищают ладони от чрезмерного натирания и образования мозолей. Нужно использовать напульсники из мягкой ткани, чтобы не натереть кожу на кистях.

Перед использованием накладки натирают магнезией. Нужно следить, чтобы накладка не соскочила во время упражнений, чтобы она не была слишком длинной и не намоталась на брус. Несмотря на защитную функцию накладок, под ними все равно может стираться кожа во время интенсивных занятий.

Отличие и схожесть двух медицинских дисциплин

Оглавление

Какие отличия у лечебной гимнастики и лечебной физкультуры, и что у них общего? Различают разные виды лечебной гимнастики — гимнастические упражнения, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, используются массажные элементы, иногда гимнастические упражнения проводят в бассейне в виде зарядки или плавания.

Лечебная гимнастика — упражнения в легкой статике (без сильного напряжения), то есть движения точечные, направленные на определенный орган, часто делаются медленно, под напряжением для достижения максимального лечебного эффекта. Лечебная гимнастика часто соединяется с дыхательной гимнастикой, где определенное упражнение делается на вдохе, выдохе или с задержкой дыхания. Выдохи иногда заканчиваются определенными звуками, восклицаниями, если нужно воздействовать на дыхательный орган, например при бронхите или пневмонии.

Лечебная физкультура, или сокращенно ЛФК — упражнения более широкого действия, направленные на улучшение самочувствие и лечения более широкого спектра органов. Часто делается под музыку, движения быстрые, в среднем темпе или произвольные. Дыхание не имеет такого значения, как при занятиях лечебной гимнасткой, оно произвольное.

Если заболевание серьезное, то занятия лечебной гимнастикой проходят в присутствии и под контролем тренера (инструктора-методиста), если речь идет о лечебной физкультуре — наставником выступает инструктор ЛФК. Но редки случаи, когда лечебная гимнастика и ЛФК разделены, в основном и тем, и другим занимаются инструктора ЛФК в специальных кабинетах для лечебной физкультуры. Эти кабинеты ЛФК, которые оборудованы гимнастическими стенками, скамейками для пресса, досками для вытяжения (ставлятся под наклоном к гимнастической стенке) и другими спортивными снарядами лечебного назначения.

Лечебная гимнастика часто идет в ногу не только с дыхательной гимнастикой, но также и с массажем. Дело в том, что если пациент лежачий или его передвижение временно ограничено медицинскими показаниями, то лечебную гимнастику проводит массажист, который делает упражнения перед массажем или же вовсе соединяет массаж и гимнастические упражнения. В таком случае лечебная гимнастика и ЛФК остаются разделенными, так как занятия проходят либо на больничной койке, либо на кровати дома, либо на массажном столе, а не в кабинете ЛФК. Но дыхательная гимнастика может иметь место в определенных движениях, таким образом, лечебная и дыхательная гимнастика могут объединятся в некоторых упражнениях.

https://youtube.com/watch?v=oxufxICsrss

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

  3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
  5. Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Небольшое тестирование

Каждый человек может самостоятельно оценить состояние своих суставов. Для этого следует воспользоваться разработанным ортопедами тестом. Необходимо выполнить несколько простых упражнений и запомнить возникающие ощущения:

  • коснуться подбородком груди, а затем запрокинуть голову назад;
  • наклонить голову поочередно к каждому плечу, стараясь коснуться их ушами;
  • завести руки за спину и сцепить их в «замок»;
  • присесть 3-4 раза, не отрывая ступней от поверхности пола;
  • наклониться вперед, не сгибая ног, прикоснуться к стопам распрямленными ладонями;
  • прогнуться назад, чтобы увидеть лежащий на полу предмет;
  • максимально наклониться в одну, а затем в другую сторону.

Если выполнение упражнений не вызвало сложностей, то с суставами все в порядке. Но это не означает, что тренироваться пока не нужно. Совсем наоборот: регулярные занятия помогут на долгое время сохранить суставы здоровыми, а связки — крепкими и эластичными. Это особенно актуально для пожилых людей, в организме которых снижается выработка коллагена, а процессы костеобразования замедляются.

Следует обратиться к ортопеду, если во время тестирования раздавались характерные щелчки или хруст. Настораживающими факторами становятся болезненные ощущения и (или) неспособность полноценно выполнить упражнения. Это может указывать на уже имеющиеся проблемы с суставами и необходимость их устранения с помощью лечебной гимнастики.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Ортопедическая гимнастика

Выполнила:студентка 342 группыХрусталева А.А.

Слайд 2

Текст слайда:

Детская стопа – очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

Слайд 3

Текст слайда:

В ортопедии существует специальная гимнастика, которая применяется для профилактики и лечения косолапия и плоскостопия. Цель ортопедической гимнастики – укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

Слайд 4

Текст слайда:

Задачи ортопедической гимнастики:

обучение правильной постановке стоп при ходьбе;улучшение кровообращения стоп;улучшение координации движений;повышение тонуса, работоспособности у детей;формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их здоровья.

Слайд 5

Текст слайда:

Методика проведения
ортопедической гимнастики

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3 : 1, 4 : 1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба. При занятиях с детьми дошкольного возраста целесобразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; перекладыванием предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

Слайд 6

Текст слайда:

Комплекс упражнений для ортопедической гимнастики:

Игры с мячиком:Для этих упражнений подойдёт упругий мяч не большого размера.Сесть на пол, опереться сзади на руки, а ноги вытянуть вперёд. Обхватить мяч обеими стопами и поднять его повыше.В этом же положении, обхватив мяч стопами, нужно перекинуть его через голову.Сидя на стуле, положить стопы сверху на мяч. Перебирая ногами, подкатить мяч к себе поближе, потом таким же образом откатить его от себя подальше.

Слайд 7

Текст слайда:

Верёвка, платочек или салфетка:Подойдёт любой один предмет. Верёвку нужно вытянуть на полу. А салфетку или небольшой платочек полностью развернуть и разровнять.Пальцами ног постараться подхватить верёвку.Верёвку следует ровно вытянуть по полу. Ребёнок должен пройтись по ней, держа равновесие.Ребёнок делает маленькие прыжки с боку в бок через натянутую по полу верёвку. Во время прыжков следует продвигаться вперёд.Салфетку или платок, разостланный на полу, нужно поднять пальцами ног.

Слайд 8

Текст слайда:

Простые упражнения:Проводятся без использования оборудования.Двигать стопами по кругу в разные стороны.Встать на носочки и, не отрывая пальцев от пола, разводить и соединять пятки.Ходьба поочерёдно: на носочках, на пятках, на боках ног.Стоя на носочках, стать на полную стопу и сразу перекатиться на пятки.

Слайд 9

Текст слайда:

В детских садах широко используется «дорожка здоровья». Воздействуя разным образом на всевозможные точки, которые находятся на стопе, она стимулирует положительные процессы внутри всего организма. Так, с помощью массажа, дорожка здоровья помогает без особого труда укреплять здоровье детей.

Слайд 10

Текст слайда:

Чтобы гимнастическая ортопедия имела желаемый эффект, ее нужно делать методично и регулярно. Ребенку рекомендуется выполнять упражнения босыми ногами и обязательно под присмотром и поддержке взрослого. Продолжительность такой гимнастики составляет 25 минут. В конце проводятся процедуры для общей закалки.

Слайд 11

Текст слайда:

Закаливающей процедурой для стоп в ортопедической гимнастике является босо-хождение по траве, земле и воде. Горячий песок, холодные камешки, хвойные иглы – все эти природные элементы запускают в организме соответствующие рефлексы, повышают тонус свода стопы и свободообразующих мышц. Начинать хождение лучше в носках и в помещении, особенно если ребёнок ослаблен. Температура пола при этом не должна быть ниже 18 градусов. Для начала достаточно будет 3 минут хождения. Каждый день следует продлевать процедуру на минуту. И через неделю можно будет снять носки и начать ходить босиком.

Слайд 12

Текст слайда:

Проблема оздоровления детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа как педагогов, так и родителей. Взаимодействуя сообща, проводя регулярно ортопедическую гимнастику, можно добиться положительного результата.

Поиск по сайту

Комплексы упражнений

Комплекс ЛФК при плоскостопии у детей включает упражнения, которые выполняются из разных положений тела.

Лечебная физкультура начинается с упражнений лежа:

  1. Для выполнения понадобится специальный коврик из пенки. Ребенок ложится на спину, начинает тянуть носочки в разные стороны. Завершить упражнение необходимо, повернув стопы так, как при хлопаньи руками.
  2. Лежа на коврике, необходимо поднять ноги, оторвав пятки от коврика, потянуть носки вперед, постараться коснуться ими поверхности.
  3. Исходное положение то же. Приподнять ноги, стопой правой ноги провести по левой. Выполнить аналогичное упражнение левой ногой.

Следующий блок упражнений выполняется, сидя на коврике:

  1. Вытянуть ноги вперед. Поочередно поднимать пальцы, чередуя обе ноги.
  2. Правой рукой взяться за пальчики правой ноги. Аналогичные движения произвести с левой. При выполнении упражнения ребенок наклоняется вперед и медленно тянет пальчики к себе.
  3. Ноги сгибаются в коленях, ставятся на пальчики. Выполнять сведение и разведение пяток. Следить за тем, чтобы носки не отрывались от поверхности.
  4. Сидя на коврике, ногами захватить теннисный мячик. Когда это получилось, поднимать и опускать ноги с мячом.
  5. Исходное положение то же, ребенок начинает стопами перекатывать мячик от носочков до пяток и в обратном направлении.

Дальнейший комплекс упражнений выполняется, сидя на стульчике. Важная особенность – мебель точно соответствует возрасту ребенка. При сидении стопы ребенка должны стоять на полу. Видео о том, как правильно выполнять ЛФК при плоскостопии у детей, можно найти здесь.

  1. Сгибание, разгибание пальцев на нижних конечностях.
  2. Стопами необходимо рисовать круги. Сначала по часовой стрелке, а далее – против нее.
  3. Отрывание от коврика сначала носков, а потом пяток. Осуществление переката.
  4. Ножки поставить на внешнее ребро, медленно сделать перекат на внутреннее.
  5. Для выполнения упражнения необходим теннисный мячик. Поочередно ногами делать круговые движения, катая мячик. Далее перекатить его к другой ноге, проделать аналогичные действия.

Упражнения в положении стоя. Лучше всего для их выполнения использовать массажный коврик. Гимнастика не должна превышать 15 минут.

  1. Хождение по коврику поочередно на носочках и пятках.
  2. На обеих сторонах стопы.
  3. Перекатывания с носка на пятку.
  4. Упражнения завершаются прыжками по коврику.

Действия, стоя на ровном покрытии:

  1. Перекатывания стопой гимнастической палки на шаг вперед и назад. Цель – массирование, укрепление всего свода стопы.
  2. Гимнастическую палку необходимо держать в двух руках поперек лопаток. Зафиксировать при этом спину. Делать приседания. Пятки плотно стоят на полу.
  3. Ребенок руками опирается на палку. Встать на пятки, повороты в левую сторону и в правую.

Физкультура наиболее эффективна детям до 10 лет. Иногда может выполняться подростками. У более взрослых детей исправить плоскостопие, применяя лишь гимнастику невозможно.

Должное внимание должны уделять детям родители. Не стоит слишком долго выполнять упражнения или заставлять делать то, что не хочется ребенку

Изначально занятия проводятся на протяжении трех минут, с постепенным увеличением до 15-ти. Продолжительность начальных упражнений для подростков – в течение 5-ти минут, с увеличением до 25.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации