Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Рафаэль санти

Произведения Рафаэля

Произведения Рафаэля Санти одновременно вобрали в себя наиболее традиционные черты искусства эпохи Высокого Возрождения
и собственный авторский стиль. Основные
штрихи, по которым можно узнать картины Санти – это яркие эмоции, определенно
читаемые на каждом изображенном лице, выразительная динамика фигур, а также
мягкие формы и рассеянный свет на изображениях людей.

Российским любителям искусства хорошо знаком почерк
художника. Некоторые из его известных работ находятся в Эрмитаже
Санкт-Петербурга. Если попросить посетителя этого музея, — «Укажите написанные Рафаэлем
картины», — он практически безошибочно укажет на «Святое семейство» и «Мадонну
Конестабиле». А самые
пожилые посетители могут припомнить еще и легендарную «Сикстинскую Мадонну»,
гостившую в Советском Союзе почти 10 лет после Второй Мировой Войны.

Сикстинскую Мадонну»
гостившая в Советском Союзе

Если представить список самых известных картин, какие написал Рафаэль, он бы выглядел приблизительно
следующим образом:

  1. Сикстинская Мадонна;
  2. Битва св. Георгия с драконом;
  3. Три грации;
  4. Сон рыцаря;
  5. Святой Михаил и Дьявол;
  6. Святое семейство под дубом.

Это основные работы, узнаваемые даже людьми, далекими от
искусства. Не меньшее значение имеют и фрески, написанные внутри нынешних архитектурных памятников,
главным образом в Ватикане. «Афинская школа», «Адам и Ева», «Триумф  Галатеи» — сюжеты христианской и греческой
мифологии получили рождение в виде изображений, написанных рукой мастера и его
учеников.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Покровители Рафаэля

В своей жизни Рафаэль Санти портретов своих покровителей написал множество. Способность нравиться была присуща не только работам великого художника, но и ему самому в отличие от сумрачного и сурового Микеланджело. История не упоминает ни о врагах Рафаэля, ни о его ссорах с друзьями, покровителями или товарищами по цеху. Все написанные художником картины нравились и моделям, и зрителям. Поэтому заказов у мастера было очень много. Но главными заказчиками Рафаэля Санти следует считать, конечно, римских Пап и их окружение. Стоимость работ была велика, поэтому художник очень скоро стал богат.

Шаг 5. Последние годы жизни

Заказав картину «Преображение»
для стены главного кафедрального собора, кардинал Джулио Медичи желал украшать
собор только полотнами известных мастеров.

Рафаэль понимал всю ответственность,
которая легла на его плечи. Библейский сюжет был очень сложным. Он хотел не просто
рассказать историю, но вложить в умы и сердца людей идеи гуманизма, заложенные в христианстве.

Иисус решил показать свой истинный облик
самым приближенным апостолам (Иакову, Иоанну и Петру). Когда они пришли на
гору, его лик изменился, он стал подобен солнцу, весь засиял в лучах
непередаваемого света.

Увидев это чудо, вера их еще более
укрепилась. Когда же они пришли с горы к людям, к ним подошел человек, сказав
при этом, что в его сына вселился бес. Иисус изгнал беса и тем самым вылечил
мальчика.

Так как эта картина считается
незаконченной, то у ученых возникают споры, кто после смерти ее доработал. Одна
версия говорит о том, что самим мастером написана только главная сцена:
апостолы и Иисус. Остальные части завершены его учениками.

«Преображение»

По другой считается, что почти весь холст
сотворен рукой мастера, и лишь отдельные фрагменты руками учеников.

В каждом творении он тщательно продумывал
все элементы, не оставляя ничего случайного в композиции. Жесты рук, позы — вся
картина полностью передает сюжет в мельчайших деталях. Его педантизм доходил до
крайности, но именно это и делает данные труды и произведения искусства такими
завораживающими и захватывающими.

Шаг 4. Римский период

Несмотря на то, что флорентийский период
дал очень много художнику в повышении его мастерства, он ждал крупных и дорогих
заказов, чтобы получить еще больше признания.

Такой шанс подвернулся. Юлию II, новому папе,
понадобилось расписать апартаменты. Один из архитекторов, отвечающих за
строительство собора святого Петра (Донато Браманте), пригласил своего
соотечественника для росписи (он тоже был из Урбино). Скорее всего он видел
картины Санти и понял, что это великий итальянский художник.

Ему доверили роспись библиотеки понтифика
(«станца делла Сеньятура»). Свод уже был разбит на зоны для различных
религиозных сюжетов. Первый из сюжетов, к которому он приступил, был такой, где
«перводвижения», астрономия, мифология и религия смешиваются друг с другом,
порождая тот мир, в котором все существуют.

В этой фреске Рафаэлю удалось применить
все могущество своей кисти и знания всех накопленных лет. Богиня астрономии
Урания выглядит настолько реалистично, объемно, что кажется вот-вот сойдет с
фрески. Ее мягкость и в тоже время сила видны невооруженным взглядом, а два
ангелочка, чувствуя это, как будто бы пытаются убежать.

Богиня астрономии
Урания

Следующей его фреской стал «Суд Соломона»
из четырех персонажей. В их позах и движениях ему удалось раскрыть целую
историю. В этой небольшой сценке, по положению тел сразу становиться ясно, кто
истинная мать малыша, которого собираются убить.

«Суд Соломона»

Понтифик был настолько поражен увиденным,
что выгнал других художников, которые должны были работать с Санти, отдал всю
работу лишь ему одному.

Но дарование великого мастера не могло
остановиться только в великолепных фресках и картинах. Каждый художник того
времени обладал незаурядными знаниями и в смежных видах искусств. (непревзойденный Буанаротти
знаком нам не только как художник, но и как скульптор).

В 1514 году после смерти земляка Донато
Браманте ему передали честь окончить строительство собора Святого Петра, с чем
он также отлично справился.

На протяжении всей жизни в Риме он
продолжает упорно трудиться, создавая уникальные шедевры, поражающие своей
красотой и натуральностью: «Триумф Галатеи», «Донна Велата»
и другие уникальные произведения, в которых очень четко переданы характеры
героев, а также их душевное состояние.

«Донна Велата»

Шаг 1. Гений родился (детство и юность)

В одной из областей восточной Италии в
маленьком городе Урбино появляется на свет красивый мальчик под именем
Рафаэлло. Его родителями были художник Джованни Санти и его супруга Марждии
Чарлы.

Отец часто берет подросшего ребенка к себе
на работу, где он расписывает картины. Мальчик не просто наслаждается работой
отца, в нем просыпается любовь к искусству, желание рисовать.

Рафаэль жадно впитывает все увиденное.
Хотя нет достоверных свидетельств тому, что отец давал сыну пробовать рисовать
свои заказы (большинство работ Джованни не сохранились), но, замечая в сыне
желание рисовать, он без сомнения учил, вероятно, даже доверяя некоторые мелкие
работы.

В восьмилетнем возрасте он теряет мать.
Отец снова женится. Его женой становится Бернардина, которая была «не
ангельского нрава». У них с пасынком сразу устанавливаются плохие отношения.

Через два года (в двенадцать) он теряет
отца. Родственники занялись дележкой наследства. Его дядя Бартоломео, дабы
избавить его от «грязи и дрязг», определил его в 1495 году в ученики к Пьеторо
Вануччи, прозвище которого было Перуджино.

Работая рядом с таким великим художником
как Леонардо да Винчи, Перуджино был довольно знаменитым живописцем, владевшим
собственной школой, в которую многие желающие стремились попасть. Рафаэль был
счастлив учиться у такого художника. Он начал упорно трудиться, осваивая
технику учителя, подражая ему.

Его пребывание в этой школе не омрачалось
ничем. Он помогал своим товарищам, не показывая своего превосходства. Ученики
видели, что он одарен намного больше, чем они, но благодаря своему характеру,
он не вызывал в них зависти, а с некоторыми был даже очень дружен.

Один из учеников, Гауденцио Феррари, был
так предан Рафаэлю, что дружба их (за исключением нескольких лет) продолжалась
до самой смерти великого мастера. 

Около четырех лет проходит его обучение
основам живописи. Периодически он навещает свой родной Урбино, где пытается
уладить споры о наследстве родственников. Несмотря на плохие отношения с мачехой,
пасынок, тем не менее, выделяет ей достойное жалование из остатков своего
наследства.

Рафаэль, портрет Бальдассаре Кастильоне

Картина с изображением Бальдассаре 1514-1515 годов — это одно из самых значимых произведений как самого художника, так и всего искусства эпохи Возрождения. На портрете запечатлен Бальдассаре Кастильоне, дипломат и гуманист, типичный представитель знатного тосканского рода, друг и покровитель Рафаэля. Он выглядит на полотне удивительно естественно, чувствуется даже некоторая стеснительность в сжатых пальцах рук. Но горящие в глазах ум и ирония над самим собой, позирующим, позволяют зрителям легко представить этого человека смеющимся и серьезным одновременно. Во время написания портрета Бальдассаре было 37 лет. На полотне изображен уверенно стоящий на ногах и знающий цену себе и жизни мужчина.

Вельможа и воин, свой в кругу художников и писателей, папский нунций в Испании и человек, любящий жизнь, олицетворяющий собой эпоху гуманизма и свободы, таков Кастильоне. В чертах лица совсем нет чванства и гонора, которым отличалось большинство портретов знатных итальянцев той эпохи (да и представителей знати других времен). Неудивительно, что работой восхищались и брали что-то для себя Тициан, Матисс и Рембрандт. Потом портреты, передающие мгновенное состояние, остроту и множественность эмоций, глаза, от которых не оторвать взгляда, мастерски будет писать Франц Халс.

Понтифики в творчестве Рафаэля

Рафаэль портреты пап начинает писать с Юлия II в 1511 году, уже будучи достаточно зрелым и признанным художником. Полотно с изображением понтифика хранится в Национальной лондонской галерее. Рафаэль был рекомендован папе архитектором Браманте, земляком художника. Обаяние и работоспособность молодого мастера расположили к нему понтифика, властного и амбициозного человека. Он доверил Рафаэлю расписывать залы Ватикана, а затем приказал счистить фрески старых мастеров, подготовив стены и потолки под работы Рафаэля, что и было выполнено.

Кроме портрета папы Юлия 2, Рафаэль известен изображением Льва Х с кардиналами, датируемым 1518-1519 годами, хранящимся во флорентийской галерее Уффицы.

Изображения Римских понтификов требуют особого внимания. Рассмотрим некоторые из них.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Биография Рафаэля Санти

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городке Урбино на востоке Италии в семье придворного художника местного герцога. Мальчик рано осиротел, в восьмилетнем возрасте умерла его мать, а еще через три года — отец. Но Джованни Санти успел привить сыну любовь к искусству и даже обучил азам живописи в своей мастерской.

После смерти родителей дядя отдал Рафаэля на обучение к известному мастеру Умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино (Pietro Perugino). Талантливый юноша быстро впитывал опыт, уже через несколько лет его копии картин даже искушенные знатоки не могли отличить от работ учителя.

В 1504 году Рафаэль вместе с Перуджино переехал во Флоренцию. Здесь ему посчастливилось познакомиться с двумя другими гениальными современниками — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Молодой художник тщательно изучил технику рисования обоих гениев и извлек из этого огромную пользу для собственного профессионального роста.

Постепенно слава Рафаэля растет, к нему все чаще обращаются заказчики. Вдохновленный признанием молодой художник пишет портреты местной знати, алтарные образы и лики святых. В период пребывания во Флоренции живописец также создал около 20 изображений мадонн, большинство из которых сегодня украшают лучшие музеи мира.

В 1508 году Рафаэль по личному приглашению папы Юлия II приезжает в Рим и становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. В кратчайшие сроки Рафаэль создает четыре знаменитые фрески:

  • «Диспута»;
  • «Мудрость, Умеренность и Сила»;
  • «Парнас»;
  • «Афинская школа».

Папу Римского настолько впечатлила работа живописца, что он поручил Рафаэлю роспись еще трех помещений своего дворца. Для этого Юлий II даже уволил других художников, уже начавших работу над фресками. Рафаэль взялся за заказ, но с условием привлечения к работе учеников.

В римский период жизни Рафаэль также много занимается алтарной живописью, пишет портреты и образы мадонн. По заказу Агостино Киджи художник создал фреску «Триумф Галатеи» для загородной виллы итальянского банкира.

В 1514 году Рафаэля назначили главным архитектором папского двора. И на этом поприще гениальный мастер сумел достичь успеха. По его проектам в Риме и его окрестностях были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями.

Внезапная смерть 37-летнего Рафаэля шокировала Италию. Что стало причиной кончины мастера, доподлинно не известно. По одной из версий — слишком распутная жизнь, по другой — эпидемия лихорадки. Рафаэль отошел в мир иной 6 апреля 1520 года, не оставив после себя детей. А из множества его учеников ценителям искусства знакомо только имя Джулио Романо (Giulio Romano).

Портрет Аньоло Дони, хранящийся в галерее Питти, Флоренция

Эта работа Рафаэлю была заказана парной (вместе с изображением жены, Маддалены Дони) и была выполнена в 1506 году. Восхищенный творчеством Рафаэля Вазари, говоря о картине, рассказывает больше об истории ее создания, чем о самой работе, считая ее «проходной» в творчестве мастера.

На портрете изображен молодой, богато одетый мужчина, с напряженно-настороженным и в то же время гордым взглядом, в котором можно угадать и лукавство, и странную беззащитность одновременно. Он явно хочет встать и уйти, судя по взгляду, а поза говорит о полной расслабленности и уравновешенности. Эта двойственность была и в самой жизни Аньоло Дони: будучи крупным торговцем шерстью, он очень много тратил на приобретение предметов искусства. Заказ двойного портрета у знаменитого Рафаэля явно обошелся ему недешево и был сделан только ради жены.

На картине Аньоло изображен в модном, хорошо сшитом богатом костюме (белье из явно дорогой и тонкой ткани) и мягкой шапочке в тон, грубоватые руки подчеркнуто украшены перстнями.

«Кардинал», хранящийся в Музее Прадо, Мадрид

Написанный на дереве в 1510-1511 годах Рафаэлем «Портрет кардинала» был заказан художнику и понравился заказчику. Яркая оранжево-алая мантия с целым рядом пуговиц и такая же парадная шапочка помогают оттенить выразительные черные глаза, легкий румянец и нежную кожу модели. Спокойствие и уверенность в себе, властность и одновременно способность льстить в позе и сжатых губах завершают характеристику. Еще молод, но далеко пойдет — вот вывод, который сам собой напрашивается.

Многие полотна с изображением молодых людей, выполненных или приписываемых Рафаэлю, очень разнятся по колориту и создаваемому впечатлению.

Рассмотрим две работы Рафаэля: «Портрет молодого человека» и «Портрет молодого человека с яблоком».

На полотне с яблоком, датируемом 1505 годом, изображен юноша (предположительно Франческа Мария делла Ровере, 15 лет). В глаза бросаются породистое, изящное лицо, полуприкрытые глаза, тонкие губы. Красивый красный костюм, щедро отделанный мехом, манера держаться — все сообщает, что их владелец богат и знатен. Жесткость и неумолимость проглядывают с картины, вряд ли улыбка этого человека будет приятной.

Другая работа Рафаэля – выполненный на дереве «Портрет молодого человека», предположительно Пьетро Бембо, оставляет совершенно другое впечатление. Мастер наполнил изображение своего друга покоем, светом и любовью, как он это делал на многочисленных фресковых и живописных работах мадонн. Молодой человек на портрете Рафаэля при всей миловидности и мягкости выглядит явно мужчиной: сильным, добрым и целеустремленным. Мощная шея и плечи выдают фигуру воина, защитника.

Этот юноша впоследствии достигнет вершин, станет кардиналом Пьетро Бембо и знаменитым в свое время писателем и поэтом, автором «Азулинских бесед». Он будет изображен Тицианом в красной кардинальской мантии в возрасте 70 лет.

Фрески Рафаэля

Не менее известными, чем картины, являются фрески Рафаэля,
расположенные на стенах самых разных помещений, главным образом имеющих
отношение к католической церкви. Самой известной фреской, которую многие
называют гениальной, является «Афинская школа», написанная в апартаментах папы
римского в Ватиканском дворце. Изображение прославилось классической
композицией, а также изображением всех известных философов античности.

Другая известная работа – «Адам и Ева». Это роспись на мотив
библейской истории, расположенная в покоях понтифика. Фреска примечательна не
только высоким уровнем исполнения, но и тем, что рядом с ней расположилась
другая работа Рафаэля – «Победа Аполлона над Марсием». Считавшееся в
Средневековье богохульным соседство языческих античных богов и элементов
христианской мифологемы нашло свое отражение в свободных нравах Возрождения, в
соседстве светского и духовного.

«Триумф Галатеи» — еще одна примечательная работа Санти,
написанная на стене виллы богатого банкира. Галатея, согласно мифу убитая
ревнивым мужем, изображена на этой фреске в бурном торжестве жизни. Она несется
на водной колеснице, запряженной дельфинами, а вокруг нее предаются утехам
тритоны, наяды и другие мифологические существа.

Таким образом, Рафаэль стал уникальной, знаковой фигурой для
изобразительного искусства своего времени. Не случайно художественную манеру
Возрождения делят на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую». Влияние
художника, обладающего особой манерой письма и объединяющего языческие и
христианские сюжеты, навсегда изменило мир искусства.

https://youtube.com/watch?v=_PMe_U1KvNI

Интересные факты о картинах

Факт 1. Одной из самых загадочных картин в его творчестве, является
портрет «Форнарины». Существовала ли эта девушка в реальности — никому не
известно. Но живет легенда, по которой однажды Санти, прогуливаясь по Риму,
увидел очень привлекательное лицо молодой девушки (дочери булочника), он был
сражен ее красотой, влюбился и стал бредить только ею.

«Форнарина»

Впоследствии она стала его моделью.
Правдива эта легенда или нет — доподлинно неизвестно. Личная жизнь мастера всегда была покрыта тайной. Известно, что действительно такой
булочник жил в то время, и у него была дочь. Но доказать, что это именно она
изображена на картине невозможно.

Ясно только одно, что художник
действительно испытывал к девушке на портрете сильные чувства. На одной из ее
рук есть браслет с именем художника. Значит ли это, что таким образом он хотел
показать право собственности над ней?

Нужно отметить, что портреты «Донна
Велата», и «Форнарина» удивительно схожи. Некоторые ученые утверждают, что это
одна и та же женщина. Портреты отражают разные стороны личности «развратную» и
«скромную». Как бы то ни было, но это все лишь предположения.

Факт 2. На стене дома-музея Рафаэля в Урбино есть одна фреска.
Там изображена Мадонна с младенцем. Историки утверждают, что изображена на ней
мать великого художника Марджа Чарла, а лицо красивого младенца — это сам
Санти-младший.

Мадонна с младенцем

Таким образом отец хотел запечатлеть «на
века» лик любимой жены и сына, которыми одарила его судьба. 

Факт 3. Так как Микельанджело и Санти могли встречаться в
Риме, то среди народа ходила одна легенда. Однажды они повстречались в одном из
многочисленных зал Ватикана. Буанаротти шел в одну сторону, а Рафаэль со своими
учениками в другую.

Микельанджело ему с иронией заметил, что
тот шествует с приближенными, как генерал. На что Рафаэль ему ответил: «А вы,
как палач». История умалчивает о том, обидел ли такой ответ Микельанджело. Одно
совершенно ясно: если Санти такое сказал старому мастеру, то это выглядело не
очень хорошо. Хотя Рафаэль был молод и возможно даже не думал, что его слова
способны задеть.

Факт 4. Говорят, когда художник уже был при смерти, он указал
на картину «Преображение», подсказывая ученикам, стоящим рядом с ним,
дорисовать ее.

Шаг 2. Первый заказ и сотрудничество с Пинтуриккио

В 1500 году случилось одно из ярких
событий в жизни Санти. Он получает свой первый заказ в качестве маэстро (такой
титул присуждался только тем, кто имел собственную мастерскую).

В 18 лет юноша, владея мастерской отца,
сумел заслужить почет и уважение, а иначе ему не доверили бы такую
ответственную работу, как рисунок для домашнего алтаря одного из торговцев шерстью
Барончи под названием «Коронование Блаженного Николая Толентийского,
победителя сатаны».

Фрагмент первой картины Рафаэля «Ангел» — один из фрагментов разобранного алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло

Уже в этом наброске видна тщательная
внимательность к деталям. «снисходительный» наклон головы бога, «живые» позы
рук. Все это говорит о нарастающем таланте молодого мастера, который будет
проявляться еще больше в дальнейшем.

В отличие от других художников у молодого
маэстро была уникальная способность передавать внутренние переживания
персонажей, их чувства и эмоции в свойственной только ему манере.

Между 1502 и 1504 годом он по-видимому
очень много ездит, выполняя различные заказы. 
Но в 1502 году он оказывается в подмастерьях у такого великого художника
своего времени как Бернардино ди Бетто по прозвищу Пинтуриккьо (из-за
небольшого роста).

После яркой работы над алтарем он мог бы
получать хорошие заказы для своей мастерской и ни о чем не думать. Рафаэль
устраивается в мастерскую этого художника не просто так, а для того, чтобы
перенять его технику и мастерство. Продолжая внутри себя «перемалывать»
полученные знания, используя их затем в собственных произведениях, он создает
свои оригинальные и интересные картины.

Для 
Пинтуриккьо он сделал небольшой набросок одной из фресок в библиотеке
Пиколомини в Сиенне — «Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю»,
который так покорил пожилого мастера, что он использовал идею молодого
помощника, но неудачно.

Все остальные фрески имеют идеальную
симметрию, в каждой из них композиция организована вокруг центрального предмета
или фигуры. В наброске же Рафаэля главное — небо. Динамизм картине придает
всадник, в нем чувствуется уверенность, энергия. Он как бы приветствует
зрителей. Во всем наброске видно живое движение, даже хвост лошади от ветра
завихрился.

Окончательный вариант Бернардино ди Бетто
выглядит на его фоне безжизненным, статичным. Все пропорции и перспектива
соблюдены, но лошадь не развернется, а всадник просто вяло сидит на лошади и не
помашет вам вслед (в отличие от рисунка справа). Это то, чем привлекает его творчество, отличаясь от других художников.

Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю

Еще одной замечательной его работой того
времени по праву считается «Обручение девы Марии». Здесь художник решил
состязаться на расстоянии со своим учителем Перуджино, показав своим
мастерством, что нужны новые подходы в создании картин, что кисть учителя уже «отслужила
свое».

В 1504 году влиятельное семейство
Альбицини заказало у него картину «Обручение девы Марии». Он взял за основу
картину своего учителя, которую тот писал для одного из соборов в Перудже. По
композиции, использованным декорациям эти картины практически идентичны, но
картина молодого мастера превосходит его учителя, что видно невооруженным
взглядом.

Картина Санти более живая и естественная,
видны эмоции и внутренние переживания героев сцены. Они не просто статисты, а
реальные участники тех событий. Позы персонажей (в отличие от Ваннучи)
смотрятся более естественно и гармонично.

«Обручение девы Марии»

Шаг 3. Флорентийский период

1504 год становится для мастера
поворотным, он переезжает во Флоренцию, где трудится над заказами для частного
сектора. Здесь работают такие великие мастера, как Микельанджело, Леонардо да
Винчи.

У него есть возможность посещать их
мастерские, видеть их труды
и произведения. Узнавая их манеру, техники, секреты мастерства, он еще
быстрее прогрессирует в своих работах.

Но Рафаэль не останавливается на месте, он
все время в поисках новых заказчиков и заказов. Он пишет портреты и другие
произведения «малых форматов». В них очевиден прогресс, но все же остаются
следы некоторых приемов Пинтуриккьо.

«Св. Георгий, побеждающий дракона»,
«Св. Михаил и дьявол», фреска для капеллы в Перудже «Святая троица со
святыми» и другие работы позволяют сказать, что он ни на миг не
останавливается в своем развитии, постоянно совершенствуясь и обучаясь новому.

С 1505 года в его портфолио появляется
целая вереница картин, посвященных богоматери и младенцу («Мадонна в зелени»,
«Мадонна со щеглом», «Мадонна Бриджуопшр», «Мадонна Каниджани»).
В большинстве этих картин прослеживается вдохновляющее влияние работ да Винчи,
а в некоторых из них можно усмотреть даже копирование технических приемов,
ощущения гармонии в композиции.

В этих малых форматах он еще больше
оттачивал свое мастерство. Это позволяло ему смелее экспериментировать. В
конечном итоге все привело к тому, что даже Флоренции ему стало мало.

Картины Рафаэля

В своих картинах Рафаэль заимствует штрихи почерка
величайших мастеров Возрождения. Обучаясь у художника Перуджино, он усвоил
композиционные особенности его картин, а после переезда во Флоренцию
познакомился с методом Леонардо да Винчи. Художник осваивает анатомию, механику движений, а
также ритмический рисунок композиции, который удерживает взгляд зрителя, плавно
«водя» его по полотну.

Сон рыцаря

Приведем краткий список, перечисляющий самые известные картины с названиями
и их описание:

  • Сикстинская Мадонна. Это, пожалуй, самая знаменитая картина из
    тех, что написал Санти.
    Эта картина была написана
    Рафаэлем для монастыря
    святого Сикста. Картина имеет «алтарную» композицию, т.е. фигура Мадонны
    расположена аналогично традиционным статуям в католической традиции. На картине
    изображена дева Мария с младенцем Христом на руках, папа Сикст II и святая Варвара. У ног
    Марии находятся два ангела с детскими лицами, а на заднем фоне, позади всех
    фигур и занавеса, ангельские лики. Картина находится в Картинной галерее
    Дрездена.
  • Три грации. Картина, написанная в пару к «Сну
    рыцаря». Одна из ранних работ художника. На картине изображен античный сюжет, изображающий
    трех дочерей Юпитера – Красоту, Любовь и Удовольствие.  Картина хранится в Шантильи, музее Конде.
  • Сон рыцаря. На картине изображен спящий под
    деревом рыцарь, отсылающий к мифу о Геракле, который совершает выбор между
    Доблестью и Наслаждением. Лежащий рыцарь занимает центральное место в
    композиции, а по обе стороны от него изображены женщины, одна из которых
    предлагает меч и книгу, а другая – цветущую ветвь. Существует легенда, по
    которой художник написал эту картину после того, как та приснилась ему во сне. Вероятно, это первая картина художника,
    которая написана не на библейский сюжет. Полотно хранится в Лондоне, в
    Национальной галерее.
  • Святое семейство, или Мадонна с безбородым
    Иосифом. Картина, изображающая в идеалистической манере семью Иисуса. Все линии
    полотна пропитаны светом, очертания мягки и округлы, лица практически лишены
    собственных черт, что характерно для изображений Рафаэля. Интересно то, что
    Мария с младенцем на руках за счет композиционного и цветового решения выглядит
    гораздо монументальнее и даже массивнее Иосифа, цветовая гамма которого
    идентична пейзажу на фоне. Эта картина находится в России, в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Освобождение апостола Петра из темницы

Одна из самых известнейших картин – «Преображение Христово»
— увы, технически не
принадлежит кисти Рафаэля. В последние годы жизни творец был настолько
перегружен заказами, что делал только наброски к картинам, а сами изображения
выполнялись его учениками под присмотром маэстро. В этой картине отражен также
кризис возрожденческого изобразительного искусства: картина гораздо «тяжелее»
на вид и наполнена пафосом библейского сюжета. Сейчас картина находится в Ватикане.

К «Преображению» имеет отношение рисунок-рекордсмен. Им является созданный в начале
работы над картиной набросок «Голова молодого апостола» — рисунок, проданный за
рекордную стоимость в своей категории изобразительных произведений.

К сожалению, самая дорогая и загадочная картина мастера была утеряна. Это
«Портрет молодого человека», утраченное по завершении Второй Мировой Войны. Оно
было изъято германскими солдатами у одной из аристократических польских семей,
и после исчезло без следа.

Редкий гость в творчестве Рафаэля – картины не-библейского
содержания. Одна из таких картин – «Автопортрет с другом», который находится в Лувре, где находятся и
многие другие работы Рафаэля.

Интересный факт: анализ творчества Рафаэля показал, что за всю творческую карьеру
(около 20 лет) он написал свыше 40 «Мадонн» по заказу различных религиозных
деятелей и просто богатых людей. Сколько еще подобных религиозных сюжетов из ранних лет автора
остались неучтенными, доподлинно неизвестно.

Самые известные картины Рафаэля

Среди всех картин великого Рафаэля сложно выделить наиболее известные шедевры. Но все же, некоторые произведения более других заслуживают упоминания в нашей статье:

  • «Мадонна Солли», 1504 — одна из первых мадонн мастера, написанная в Флоренции. В ней еще отчетливо ощущается влияние первого учителя — Перуджино.
  • «Три грации», 1504 — самая знаменитая работа живописца в жанре мифологии, произведение раннего этапа творчества.
  • «Дама с единорогом», 1506 — картина, созданная под непосредственным влиянием Джоконды. Один из первых портретов кисти мастера.
  • «Афинская школа», 1511 — знаменитая фреска из росписи папского дворца в Ватикане с изображением знаменитых античных философов.
  • «Сикстинская Мадонна», 1514 — вершина творчества Рафаэля и всей эпохи Высокого Возрождения. Наиболее узнаваемая работа живописца.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации