Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

18 самых известных скульптур

Ника Самофракийская

автор неизвестен

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Контрапост

(от итальянского «противоположность») – в скульптуре – положение, при котором вся опора фигуры переносится на одну ногу, другая же, не отрываясь от земли, свободна («Малая советская энциклопедия», 1931). Простое и ясное определение.

Дорифор  (Копьеносец) Поликлета. Рисунок из немецкой Анатомии для художников

Противоположность заключается в том, что опорная часть туловища «работает», а свободная часть туловища «отдыхает». Опорная часть туловища сдавлена, опорная нога, естественно, прямая, так как на согнутой стоять трудно. Таз с этой стороны приподнят (так как опорная нога выпрямлена), плечо опущено и грудная клетка как бы тоже оперта на таз. На другой, отдыхающей стороне, нога висит в тазовом суставе, таз опущен, поэтому нога согнута и касается земле, не опираясь на нее. Тут масса вариантов: свободная нога может быть отставлена назад, тогда вроде как будто шагает (таков «Дорифор»), но лучше – если нога чуть согнута и стоит рядом с опорной, тогда больше статики. А равновесие и спокойствие в данном случае – качества положительные. Руки тоже могут быть в разных положениях.

Если слегка наклонить голову в сторону отдыхающей половины, то совсем будет хорошо, но это не обязательно для контрапоста.

Действуя, как говорят математики, «от противного», представим себе симметрично расположенные части тела и одинаковую опору на обе ноги готового к подвигу какого-нибудь обнаженного героя, сразу поймем, что такой фигуре не хватает «многообразия», такая постановка покажется беднее.

Матисс. Крепостной. Как говорил Козьма Прутков, смотри, сын мой, но не подражай  

Фонтан (1917)

Марсель Дюшан перевернул мир искусства своим реди-мейд фарфоровым писсуаром «Фонтан». Художник-дадаист представил «Фонтан» на выставке Общества независимых художников, однако на показ работа не была выставлена. Оригинал «Фонтана», сфотографированный в студии Альфреда Стиглица, сейчас утерян, но Дюшан позже сделал несколько копий, которые существуют до сих пор. Произведения представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне.

В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».

Способности

Статуя поглощает хвостатых зверей.

Призывать Демоническая Статую способны только владельцы Риннегана. Владелец искусственного Риннегана, предоставленного благодаря Нечистивому Воскрешению, не может призвать её. Несмотря на возможное отсутствие этого доудзюцу, присутствие генов клана Учиха и Сенджу в человеке позволяет контролировать статую. Вместо того, чтобы требовать приношения крови, как другие призывы, Демоническая Статуя истощает жизненную силу призвавшего. Этот процесс Нагато пережил из-за огромной жизненной силы клана Узумаки, но он остался инвалидом на всю жизнь. Однако, Обито и Мадара могли вызвать статую без побочных эффектов и даже без приношения крови.

Чакра и Физическая Сила

Из Демонической Статуи Внешнего Пути исходит огромный запас жизненной энергии, который позволяет джинчуурики Десятихвостого выжить при извлечении всех девяти хвостатых зверей до тех пор, пока статуя остаётся внутри, хотя он всё-равно будет сильно ослаблен и парализован на несколько месяцев. Извлечение статуи также приведёт к гибели джинчуурики. Мадара смог использовать статую в качестве катализатора для выращивания ДНК Хаширамы Сенджу в искусственном клоне, а затем использовал её чакру в качестве средства жизнеобеспечения. Белые Зецу, первоначально хранившиеся внутри статуи, также были в состоянии получить доступ к её силе, соединив себя с искусственным клоном Хаширамы, что было продемонстрировано Тоби во время уничтожения массивного каменного валуна.

Ниндзюцу

Фантомный дракон поглощает чакру.

Из своего рта Демоническая Статуя может испускать фантомных драконов, имеющих способность поглощения чакры (яп. 吸引チャクラ, кьюин чакура), которые способны извлекать чакру любого, с кем они контактируют. После того, как статуя пронзила спину Нагато чёрным приемниками, она призвала одного такого дракона, который с легкостью убил армию подопечных Ханзо. Члены Акацуки использовали фууиндзюцу, в котором девять драконов окружали джинчуурики или хвостатого зверя и поглощали чакру хвостатого в течение нескольких дней, пока весь её запас не будет запечатан в статую. Нагато хотел использовать запечатанную чакру, чтобы создать сильнейшее киндзюцу, которое могло бы уничтожить целую страну, в то время как Мадара и Обито собирались воскресить Десятихвостого.

Демоническая Статуя также способна испускать цепи чакры изо рта. Цепи имеют маркировку проклятой печати и могут быть использованы как для подавления силы хвостатого и извлечения его из джинчуурики, так и для быстрого запечатывания их внутрь статуи. Используя чёрные приемники, Обито смог направить чакру хвостатых зверей из статуи в воскрешённых бывшие джинчуурики, а затем быстро вернул чакру при помощи цепей. Статуя может также создавать ударные волны, способные разрушить поле боя и запускать взрывы чакры с выступов на спине.

Спрингфилд, США

Могила Линкольна (штат Иллинойс)

Мемориальный комплекс в Спрингфилде увековечил память о 16-м президенте США, положившем конец Гражданской войне. Комплекс состоит из монументальной композиции и фамильного захоронения. У подножья монумента установлена бронзовая голова президента. Считается, что если потереть ей нос, то в жизни тебе будет всегда сопутствовать удача. Судя по тому как блестит нос, он интересует путешественников намного больше, чем фамильный склеп Линкольнов.

Верить или нет во все эти приметы — решать только тебе. Но мы точно знаем, что путешествия, во время которых ты посетишь эти достопримечательности, зарядят положительными эмоциями. Это благотворно скажется на здоровье и настроении, а значит, наверняка, и на карьере и личной жизни.

Ставка на «зеро» – это к удаче

Фото: ShutterstockУстановленный в 1996 году перед Воскресенскими воротами и Иверской часовней на Манежной площади «Нулевой километр автодорог Российской Федерации» – еще одно знаковое место, исполняющее желания. А чтобы они точно сбылись, запоминайте беспроигрышный алгоритм действий: встаете на одной ноге в самый центр – на знак «зеро», что внутри компаса, и, поворачиваясь на все четыре сторона света, повторяете желание про себя. Если сможете выполнить это упражнение, то приступайте к следующему шагу: бросайте за спину монетку, но – обязательно левой рукой. Задача максимум – она не должна вылететь за границы бронзового диска. По крайней мере, так утверждают местные «дежурные экскурсоводы», которые тут же подбирают «ставки», брошенные туристами. Кстати говоря, на самом деле настоящий географический нулевой километр находится по другому адресу – у здания Центрального телеграфа на углу Тверской улицы и Газетного переулка. Но загаданные там желания почему-то сбываются не всегда.

Верить или не верить в приметы – личное дело каждого. Если вы убежденный скептик, и они действительно не работают, то, прикоснувшись к тру-памятнику, вы ничего не потеряете. А если хранящие тепло тысяч рук скульптуры все же заряжены на удачу, то, обходя их стороной, вы упускаете отличную возможность стать чуточку увереннее в себе.

А еще читайте: Тру-памятники: герои кинофильмов, которые исполняют желания (часть 2)

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

История создания

С древних времён гора, на которой возвышается статуя, называлась Горой искушения и упоминалась в Библии. Позже, в средние века, её назвали Корковадо, что в переводе означает «горбун». Такое название ей дали в связи с причудливой формы, которая напоминала горб. Впервые экспедиция на эту гору отправилась в 1824 году.

Впервые идея создания статуи Христу на горе Корковадо пришла в голову католическому священнослужителю Педро Мария Босс в 1859 году. Когда он приехал в Рио-де-Жанейро, великолепный вид горы сразил его. Тогда отец Педро решился просить принцессу Изабеллу, дочь Императора Бразильского, финансировать этот проект. А чтобы обеспечить успех своему делу он предложил назвать статую в честь принцессы. Однако в те времена государство не могло себе позволить такие большие траты, поэтому решение о возведении статуи было отложено до 1889 года. Однако и тогда замыслу отца Педро не суждено было сбыться. Церковь в ходе смены формы управления государством была отделена от государства, и священнослужители не могли больше просить финансирования на подобные проекты.


В 1884 году закончилось строительство железной дороги, которая пролегала как раз до горы Корковадо. Позже именно по этой дороге привозили материалы для строительства статуи.

Об идее сооружения статуи Христа Искупителя вспомнили только в 1921 году. Тогда по инициативе католических организаций Рио-де-Жанейро было решено на горе Корковадо возвести статую, колоссальную по размерам, которую можно было бы увидеть из любой части города. Этот монумент должен был стать не только символом христианства, но и символом освобождения и возрождения страны. В течение недели активисты собирали подписи и пожертвования, этот период назвали «Неделей Памятника». Жителям города эта идея пришлась по вкусу, они охотно жертвовали различные суммы денег. Конечно, немалые финансовые вложения сделала и церковь. Возведение статуи Христа Искупителя – это настоящий народный проект.

На возведение статуи «отцов города» вдохновлял и тот факт, что совсем скоро, в 1922 году Бразилия должна была отмечать 100 лет независимости от Португалии. Поэтому они решили начать сооружение монумента как можно скорее. Датой начала создания статуи Христа Искупителя считается 22 апреля 1921 года. Было решено строить монумент из железобетона и мыльного камня.

За тот вариант статуи, которая возвышается сейчас над Рио-де-Жанейро, мы должны быть благодарны инженеру Эйтору да Сильва Коста. Именно он предложил изобразить Христа с руками, распростёртыми в стороны. Смысл этой позы заключается во фразе «Всё сущее в руках господа».


Закончил образ Христа художник Карлос Освальд, а вычисления для установки памятника делали Коста Хиссес, Педро Вьяна и Эйтор Леви. В 1927 году всё было готово к возведению статуи Христа Искупителя – от чертежей и расчётов и до материалов. В записях тех времён говорится о том, что каждый участвующий в проекте был воодушевлён и прикладывал максимум усилий. Некоторые инженеры и художники даже разбили палатки и жили рядом с площадкой, где возводили статую.

Интересен тот факт, что в строительстве этого монумента бразильцам помогали и иностранцы. Например, голова и руки Христа были сделаны из гипса во Франции скульптором Полем Ландовски, позже их переправили в Бразилию. Также многие французские инженеры участвовали в разработке чертежей. Они же предложили использовать именно железобетонный каркас, хотя до этого было решено делать каркас из стали. А мыльный камень, из которого был изготовлен наружный слой статуи, был привезён из Швеции. Этот материал больше всего подходил для такого колоссального сооружения благодаря своей прочности и простоте в использовании.

Возведение статуи Христа Искупителя длилось около 4 лет и, наконец, в 1931 году состоялась торжественная церемония открытия статуи Христа Искупителя. Размеры и сложность исполнения монумента поразили тогда всех присутствующих на церемонии. На глазах многих верующих выступили слёзы. И спустя много лет людей продолжает поражать это поистине исполинское сооружение, несущее в себе сокровенный смысл.


Статуя Свободы (1876-1886)

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

Эрнст Неизвестный

Культовой фигурой в истории советского искусства, несомненно, является Эрнст Неизвестный — представитель «дегенеративного искусства», как назвал его Никита Хрущёв. Подобная оценка сильно осложнила жизнь и творчество мастера. Однако, после смерти Хрущёва, Неизвестный великодушно согласился исполнить просьбу его родственников и создать надгробный памятник политика.

Самыми знаменитыми работами скульптора являются «Орфей» (1962), монументальная композиция «Прометей и дети мира» (1966), созданная в Артеке, «Маска скорби» (1996) — 30- метровый мемориал жертвам политических репрессий.

Пондерация.

Слово означает равновесие. Все любят равновесие. Конечно, наилучшее равновесие будет достигнуто, если фигура будет опираться на две ноги, еще лучше – как «Уголино» у Родена – на все четыре конечности, а еще лучше — лежать. Но это пресно и не завлекает. Зато если кто-то стоит, и стоит в равновесии, но вот-вот заснет и может упасть, так как площадь опоры маловата, то созерцать это – сплошное удовольствие. Таков контрапост.

Если у стоящей в чистом контрапосте фигуры (без дополнительной опоры на свободную ногу) опустить вертикаль из яремной ямки (середина шеи внизу между ключицами), то она попадет на заднюю часть ступни опорной ноги. У Поликлета ось попадает в ближайший к середине край ступни, это из-за того, что свободная нога не совсем расслаблена и часть опоры все же на нее приходится, особенно у «Идолино». Но это детали.

Глаз человека натренирован на вертикаль и равновесие. Попробуйте криво повесить картину – сразу заметите, попробуйте завалить скульптуру в контрапосте так, что вертикаль пройдет мимо опорной ступни –будет очень неприятное впечатление.

Возьмем статуэтку фигуры человека в контрапосте. Оценим на предметы красоты. Потом положим статуэтку горизонтально. Способность оценить красоту фигурки резко снизится. Поэтому если вдруг возникает потребность оценить человеческую фигуру, оценка будет объективнее, если фигура стоит в вертикальном положении. Насколько это зависит от привычки видеть людей преимущественно в вертикальном положении, а насколько тут замешано равновесие, которое для лежащей фигуры роли не играет, сказать не беремся.

Очень часто лежащие фигуры, особенно женские, изображаются с таким же изгибом тела, как и стоящие в контрапосте. Так красивее, кроме того, если только не замумифицировать тело, его невозможно положить на бок так, чтобы имела место симметрия его частей, которая зато легко достигается для стоящей фигуры. Если кто-то и ляжет симметричным образом, то это будет довольно сложное упражнение с отрывом ног от земли.

Роскошные лежащие женские фигуры, но без излишеств, нарисовали извечные конкуренты К.П.Брюллов и автор «Явления Христа народу» А.А.Иванов (правда, Брюллов о конкуренции не особенно догадывался):

К.П.Брюллов (годы жизни 1799 -1852). Юнона и Парка с младенцем Геркулесом. Эскиз (не окончен) 1839-1845.

К.П.Брюллов (годы жизни 1799 -1852). Юнона и Парка с младенцем Геркулесом. Эскиз (не окончен) 1839-1845. Специально для настоящих ценителей красоты эта же фигура воспроизведена  вертикально

Глядя на такую Юнону, незачем помнить о пондерации и хиазме (все-таки какие-то неблагозвучные слова). Кстати, кто-кто, а Брюллов мог бы столько «мослов» (выступающих костей) продемонстрировать (см. его ученические этюды натурщиков), что сам Микеланджело содрогнулся бы и снял шляпу. Но Брюллов понимал, что это не красит женское тело.

А.А.Иванов. Лежащая обнаженная женщина. 1835-1836

У лежащих фигур те же изгибы тела, что и в контрапосте, если провести всяческие оси, то и пересечения получатся, можно и в одну точку свести эти оси. Однако, язык не поворачивается все это назвать контрапостом. Почему?

Конечно, анатомы объяснят, что и почему не так напряжено у лежащей фигуры в отличие от стоящей, но представляется, что главное не в этом. Главное в том, что лежащей фигуре не хватает пондерации. Не в том смысле, что лежит неустойчиво, как раз наоборот – слишком устойчиво.  Зато стоящая на узенькой стопе фигура в контрапосте заставляет зрителя остро почувствовать ту самую пондерацию, почувствовать, что если фигура расслабит все, что можно расслабить (естественно опорную ногу – нельзя), но не будет трепыхаться, то будет стоять она устойчиво, глаз довольно четко отследит, что вертикальная проекция центра тяжести (который, как нам кажется, находится на вертикали, проходящей через яремную ямку) не выходит из весьма небольшого пятна опоры фигуры (стопы).

Таким образом, без пондерации контрапоста нет.

При более детальном рассмотрении частей тела в контрапосте получается эдакая ломаная линия: то влево, то вправо – по очереди, зритель чувствует, что точки изломов соответствуют суставам, то есть части тела как бы покоятся за счет фиксации в суставах. Виляние ломаной влево-вправо также создает ощущение равновесия, поскольку равновесию соответствует, грубо говоря, визуальное равенство площадей левой и правой частей фигуры, разделённой нашей вертикальной прямой из яремной ямки. Равновесие же значит релакс, а тут еще за счет скелета и без мышечного напряга. Кайф. Вот тут-то начинаешь окончательно понимать и легкий наклон головы в сторону расслабленной половины тела.

Правильное положение вертикали означает равновесие фигуры в контрапосте:

Равновесие фигуры в контрапосте

Огюст Роден

Следующим художником, о котором мы расскажем, будет Огюст Роден. Его называют одним из «отцов» современной скульптуры. Сложно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не видел изображение «Мыслителя».

Легендарная скульптура задумывалась автором как часть композиции «Врата Ада», в основу которой легла «Божественная комедия». Она должна была называться «Поэт» и изображать самого Данте, но Роден усложнил свой замысел и создал образ Творца, лишённый реального прототипа. В 1906 году «Мыслитель» был установлен в парижском Пантеоне, а автор, презентуя свою работу, неожиданно заявил, что она посвящена французским рабочим.

Прага, Чехия

Карлов мост

Пражский Карлов мост — кладезь для любителей загадывать желания. На нём есть как минимум три места, где это можно сделать. Во-первых, у статуи Яна Непомуцкого: надо потереть фигурку с изображением святого на пьедестале. Во-вторых, на середине моста — там, откуда Непомуцкого сбросили в Влтаву. Желание надо загадывать у изображения святого на парапете — с пятью звёздами вокруг. Левую руку положи на ноги святого, пальцы правой руки — на пять звёзд, а правую ногу поставь на золотой гвоздь на мостовой (видно его очень хорошо). Если выполнить все условия правильно, желание должно сбыться. В-третьих, если тебе удастся найти всех пятерых зимородков на воротах при входе на мост и загадать желание, оно также сбудется.

Птица в пространстве (1923)

«Птица в пространстве» — это цикл скульптур румынского художника Константина Бранкузи, первая из которых была отлита в 1923 году. Семь из них выполнены из мрамора, девять — из бронзы

Вместо того чтобы сосредоточиться на физическом изображении птицы, Бранкузи основное внимание уделял символизму полёта. Лишив животное крыльев и перьев, удлинив клюв и туловище, появилась гладкая форма

Оригинальная скульптура установила рекорд в 2005 году, когда была продана на аукционе Кристиз в Нью-Йорке за 27,5 миллиона долларов. Эта скульптура сделана из мрамора и камня в 1922—1923 годах. Её высота — 1 метр 21 сантиметр.

В настоящее время оригинальная мраморная версия находится в Музее искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Влияние

  • Загнивший внешний вид статуи и ее позы при бездействии похожи на Сокусимбицу (яп. 即身仏) — практику добровольной самомумификации буддистских монахов.
  • Как и во многих вещах, связанных с Риннеганом, статуя находится под влиянием буддийской терминологии. Гедо (яп. 外道, Буквально значение: Наружный путь), полученное от санскритской Тиртики, относится к любой доктрине, которая «проводит внешний путь» к просветлению. Это противоречит учениям ортодоксального буддизма, Найдо (яп. 内道, Буквально значение: Внутренний путь) и, таким образом, считается ошибочным и еретическим, что приводит к альтернативному переводу статуи как Демонической Статуя Еретической Доктрины.

Хиазм

Не надо искать чего-то глубинного, речь идет о том, что некоторые мыслимые «оси» человеческого тела образуют нечто похожее на букву «хи».»

Где используется буква «хи»? У греков. Кроме того, в теории вероятностей имеется «хи – квадрат — распределение» — математикам приглянулась буква «хи». Вообще математики и физики любят греческие буквы для обозначения всяких базовых вещей типа потенциалов, функций распределения и т.п. А кому-то приглянулась буква «хи» (прописная) с точки зрения ее визуальной связи с человеческим телом.

Некоторые вкладывают в понятие хиазма простое пересечение некоторых прямых (как, например, в примере с «Дедалом и Икаром»), то есть используют это слово просто для «красного словца». Простое пересечение прямых лучше обозначать буквой «икс», и тогда был бы «иксазм». В этой связи, если кто-то думает, что слово «хиазм» появилось у греков, только потому что в их алфавите не было буквы «икс», то есть для обозначения простого пересечения прямых, то он, конечно, ошибается, поскольку пересекающихся осей – великое множество.  А греки попусту слов не тратили. Хиазм, конечно же, описывает более частную ситуацию, вытекающую из контрапоста.

Буква «Хи» (прописная) и рисунок поликлетовского «Идолино» в контрапосте из немецкой Анатомии для художников

Буква «хи» получается, если фигура опирается на правую ногу; а если опирается на левую – то на теле получается симметричное отражение этой буквы.

Хогартовская линия красоты – S-образная ось от грудной клетки и далее к опорной ноге пересекается наклонной прямой, проходящей через линию таза. Эта ось тоже как бы бросается в глаза. Похоже на букву «хи» — это хиазм.

В венгерской  Анатомии для художников Енё Барчаи не нарисована S-образная линия, видимо,  в данном случае хиазм понимается как «иксазм».  Нарисован могучий пучок прямых осей: из них самая важная, на наш взгляд, — вторая снизу ось, проходящая через низ тазовых костей, которые не имеют неподвижных частей, а потому их положение несет главный отпечаток опоры на одну ногу. В то же время самая нижняя ось, проходящая через большие вертелы двух бедренных костей, зависит от положения свободной ноги и может при той же позиции опорной ноги сильно варьироваться, а потому является случайной и нарисована напрасно.

Енё Барчаи. Анатомия для художников. Рисунки некрасивые, книга написана неряшливо

Зато в аккуратной немецкой Анатомии для художников «Kunstleranatomie» (автор Friedrich Meyner), 1958, приведены рисунки «Дорифора» и  «Идолино» без случайной нижней оси — на рисунках прочерчена та самая S-образная линия красоты. В книге не указано название статуи, но нетрудно узнать очаровательную скульптурку «Идолино».

Идолино. Римская копия греческой статуи школы Поликлета

Идолино в переводе – божок, маленький бог (не важно какой).  Копия из Пушкинского музея

Откуда так много осей? Видимо, специалисты-анатомы заметили, в каком положении контрапоста лучше всего расслабляются другие части тела, поэтому линия плеч не горизонтальна. Встаньте в контрапост и сами почувствуете. Но почему оси пересекаются в одной точке? На наш взгляд, никто не знает, что в одной точке, так как линии очень близкие, а точки, через которые их проводят, довольно неопределенные, такое ощущение, что просто взяли и вывели все оси из одной точки.

Тем не менее, справедливости ради надо отметить, что под термином «хиазм» иногда понимается пересечение осей тела в контрапосте, главные из которых: ось таза и ось плечевого пояса. Спорить не будем, пусть это тоже будет хиазм. Так как речь о контрапосте, в шутку назовем это «иксазмом» (то есть простым пересечением прямых в виде буквы «Х»)

Итак, фигура в контрапосте красиво S-образно извивается. Это опять хогартовская линия красоты. Плавность и замаскированный одеждами прогиб женского тела оценили сразу как только начали выходить из средневековья. Очень любили S-образную постановку немецкие мастера «мягкого стиля» на рубеже XIV и XV веков.

Торуньская мадонна. Около 1400

Мадонна из Пражской ратуши. До 1381

Наивные по меркам более поздних эпох, эти немецкие мастера по полной использовали контрапост, склоняя голову мадонн в сторону разгруженной половины тела. Положение ребенка варьировалось: тяжесть могла приходиться как на опорную ногу, так и на разгруженную половину.

После средневековья, то есть после накопления европейским человечеством здоровых и нерастраченных жизненных сил, к контрапосту обратились Донателло (см. его «Давида») и прочие ренессансные скульпторы и художники.

Вывод: главная красота хиазма не в каком-то пересечении прямых, а в изгибе тела, которым обладает также и более длинная часть греческой буквы «хи».

Самые «трушные»: скульптуры на станции метро «Площадь Революции»

Фото: ShutterstockПожалуй, наиболее известные и всенародно признанные проводники Фортуны находятся в московском метро, на станции метро «Площадь Революции». Во-первых, это удобно – можно по пути на судьбоносную встречу, не выходя из подземки, дотронуться до бронзового артефакта – и, считай, дело сделано. Во-вторых, приносящих удачу скульптур здесь несколько десятков, на любой вкус и жизненную ситуацию. Всего на этой станции с 1938 года стоят 76 бронзовых скульптур – рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, спортсмены и студенты. Причем, 18 композиций имеют по 4 «копии», и у почти каждой скульптуры были реальные прообразы. Например, самую популярную «скульптуру удачи» – пограничника с винтовкой и собакой – «лепили» с пограничника Никиты Карацупы и его мохнатого сослуживца по кличке Ингус, которые в свое время прославились исключительной эффективностью защиты рубежей нашей Родины от шпионов. А раз у них все получалось, значит, и у нас все получится – смекнули студенты МГТУ им. Баумана, который находится через одну станцию на этой же ветке. И придумали традицию: если накануне экзамена потереть собачий нос (желательно «зачеткой»), то сдашь на «отлично». Тем, кому достаточно «удовл.», трогают лапу «собаки Баумана». А вот чтобы успешно защитить диплом, придется попотеть: нужно успеть выбежать из вагона, прикоснуться к носу каждого из четырех псов и успеть вернуться в этот же поезд. Сделать это непросто, но в разгар сессии студенты доказывают, что для выпускников «Бауманки» нет нерешаемых задач.

Фото: ShutterstockКстати, для образа верного пограничного пса позировала немецкая овчарка Ирма — домашний питомец архитектора этой станции метро Алексея Душкина. К сожалению, из-за огромной популярности ее «удачного» носа, скоро строгий профиль служебной овчарки рискует превратиться в безвольный силуэт морды «карманного» мопса… Что, впрочем, наверняка не остановит любителей «халявы»: на перроне, как мы помним, установлены четыре одинаковых скульптуры-клона.

Фото: ShutterstockЕсть «приметные» места и у других «революционных» скульптур: одному из четырех матросов во второй арке пассажиры метро до блеска натирают наган, а другому – сигнальные палочки, свято веря в то, что после этого удачно решатся все их финансовые вопросы. В пятой арке удачу в работе сулят скульптура молодого инженера с натертой шестеренкой в левой руке и стахановец с отбойным молотком и блестящей натруженной коленкой. Мечтающие о большой и чистой любви девушки бальзаковского возраста идут к седьмой арке, где с надеждой шлифуют туфельку читающей студентки, а недалеко от них – в восьмой арке –истосковавшиеся по женской ласке одинокие мужчины просят исполнения своих желаний, оставляя светлый след в жизни, точнее, на груди спортсменки-дискоболки.

Фото: ShutterstockВ шестой арке охотники за удачей и прибавкой к зарплате не могут пройти мимо скульптуры птичницы с курицей и петушком, гребешок которого от постоянного трения стал «золотым». А в девятой арке «золотым» стал «петушок» у мальчика: по преданию, сакральное взаимодействие со скульптурой «Мать и дитя» гарантирует семейной паре рождение долгожданного наследника.

Простота и контрапост.

Многообразие контрапоста заключается в различии левой и правой сторон фигуры. S-образную линию тоже видели. А в чем же простота?

Поскольку все же многообразие и простота в некоторым смысле антиподы, а многообразие уже обнаружено, находить в котрапосте еще и простоту будет логическим противоречием. Конечно же, проще будет, если поставить фигуру симметричным образом, а еще проще вообще ничего не делать, например, заменив все черным квадратом.

Нам же остается искать простоту в естественности, то есть осуществить тем самым подмену понятий. Да простят нам древние греки логику подмены понятий, ибо это – красоты ради, и тоже греческой.

Контрапост, хиазм, пондерация – это форма, как сказали бы теоретики марксизма-ленинизма. Человек не выпячивается, не обманывает и не делает вид, что ему легко стоять; ноги уже устали, одну он разгрузил, он естественен — отсюда и красота. При всем при том он спокоен. Вывод: идейное содержание контрапоста – это простота/естественность.

Париж, Франция

Могила Виктора Нуара на кладбище Пер-Лашез

Французский журналист Виктор Нуар погиб в конце XIX века (убит во время дуэли, на которой был секундантом). Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез. На могиле установлена скульптура журналиста, изображающая его в момент смерти. Сохранилось поверье, что если женщина поцелует Виктора в губы, положит в его цилиндр цветок и погладит его интимное место, то у неё наладится личная жизнь, она вскоре выйдет замуж и родит ребенка. Цилиндр всегда полон цветов, а определённые части статуи до блеска отполированы.

Сфинкс на могиле Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез

Если решишь закрепить эффект после Виктора Нуара, найди могилу Оскара Уайльда на этом же кладбище. Человеку, который поцелует в губы сфинкса над захоронением знаменитого литератора, уготована сильнейшая любовь на всю жизнь.

Самые большие статуи Христа

В сентябре 2006 года в польском городе Свебодзине местная рада решила начать строительство уникальной по своему размаху скульптуры статуи Христа Царя. По некоторым причинам оно затянулось на 4 года, и открытие монументального памятника состоялось лишь в ноябре 2010 г. Высота статуи вместе с позолоченной короной 36 м, но вкупе с земляным холмом-пьедесталом, укрепленного камнями, она достигает 52 метров.

По своей композиции скульптура напоминает один из главных символов христианства крест. Иисус стоит, раскинув руки, облачен в бетонное ниспадающее одеяние

Только представьте: размах рук статуи от кончиков пальцев одной до кончиков пальцев другой равен 25 метрам! Чтобы явно представить масштабность конструкции, следует обратить внимание на размеры короны. Ее диаметр составляет 3,5 м, а высота 3 м

Масса этого изваяния тоже впечатляет 440 тонн. История создания символа Бразилии статуи Христа Искупителя уходит в далекий 1859 год, когда один католический священник был с визитом в стране и восхитился величием горы Корковадо. Именно он предложил построить там памятник Иисусу. Но его планам было суждено сбыться лишь спустя несколько десятилетий, в 1931 году. Строительство скульптуры длилось 9 лет и потребовало огромных усилий и финансовых вложений.

По тем временам сумма в 250 000 долларов, а именно столько было собрано на создание памятника, была просто колоссальной. Сегодня 38 метровая статуя Христа Искупителя является одной из самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом.

Последние статьи

  •   10 культовых азиатских фильмов, которые раскрывают секреты человеческой души сегодня, 11:32
  •   Тайна древних китайских «волшебных зеркал», над разгадкой которой до сих пор ломают голову учёные сегодня, 09:52
  •   За кадром фильма «Отпуск за свой счет»: Кому из актрис устроили бойкот, и как роман Костолевского завершился свадьбой сегодня, 09:10
  • +1   Как появился олимпийский мишка и куда он улетел в последний день Олимпиады-80 26.09.2020, 21:46
  •   Какую пронзительную историю скрыл на картине «Дождь, пар и скорость» английский мастер пейзажей Уильям Тернер 26.09.2020, 20:28
  •   Как лечили на Руси: Что такое зелейники, почему болезнь считали грехом и другие малоизвестные факты 26.09.2020, 16:27
  •   Кому Климт посвятил свои малоизвестные портреты, вокруг которых и сегодня витают догадки и споры 26.09.2020, 14:22
  •   Как казаки выгнали турок из Азова, и Почему это не смогла сделать русская армия 26.09.2020, 13:22
  •   10 главных красавиц русской эмиграции, которым удалось покорить мир 26.09.2020, 11:48
  •   Как древний языческий храм стал крепостью первых чайлдфри, при чем тут святой Грааль и другие тайны замка Монсегюр 26.09.2020, 09:51

Все статьи

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации