Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Колена израилевы

[править] Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт.49:28). У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

  • Сыновья Лии: Рувим (Рэ’увен), Симеон (Шим’он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун).
  • Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин).
  • Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали).
  • Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Мен́аше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт.48:5; ср. Нав.14:4), что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией (Чис.1:10). Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис.1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (Чис.2:33); оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье (Чис.26:57,62 и др.). Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх.28:9-12, 21). Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732—722 до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали (См. Десять потерянных колен и Ассирийский плен).

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода (Лук.1:5), некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лук.2:36), апостол Павел из Тарса — из колена Вениамина (Рим.11:1). Число апостолов христианской церкви — двенадцать — носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

В Апокалипсисе сказано о коленах Израилевых следующее: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4)

Семья Йеуды

Йеуда был лидером среди братьев. Они прислушивались к нему, и он, понимая свою роль, взял на себя ответственность за благополучие всей семьи в непростые времена. Из-за его авторитета иногда его обвиняли в преступлениях, совершенных другими братьями.(8) Физически Йеуда обладал невероятной силой, которую не боялся использовать для защиты своей семьи.(9)

Когда Йеуда женился, у него родилось три сына: Эр, Онан и Шела. Эр, самый старший, женился на очень красивой девушке по имени Тамар (по многим мнениям, она была дочерью Шема, сына Ноаха; Тора называет Шема «коэном», т.е. священнослужителем Всевышнего). Вскоре после свадьбы с Тамар Эр умер, оставив жену бездетной. Следуя закону левиратного брака, Йеуда женил на вдове второго своего сына, Онана, чтобы у них родился совместный ребенок, который бы считаться сыном умершего, и таким образом имя его не  стерлось бы в народе Израиля (Дварим, 25:5-10). Но Онан не хотел сына, который числился бы ребенком его покойного брата, поэтому «проливал свое семя», когда был с Тамар. За это вскоре Бог покарал ему смертью, и Тамар снова осталась вдовой.

У Йеуды теперь был только младший сын Шела, который по закону так же должен был жениться на Тамар. Но Йеуда боялся за его жизнь и находил предлоги, чтобы отложить их свадьбу. Тамар с ужасом поняла, что Йеуда считает ее в какой-то степени причастной к гибели его старших сыновей и не отдаст ее в жены Шеле. Тогда, горя желанием иметь детей, она переоделась проституткой, села у дороги, закрыв лицо, и сделала так, чтобы сам Йеуда вошел к ней шатер. Он возвращался после стрижки овец, и у него не оказалось при себе ничего из того, чем можно оплатить услуги «блудницы». В качестве залога Тамар взяла у Йеуды его печать со шнурком и посох.

Через некоторое время Йеуде донесли, что его невестка беременна. Не подозревая, что она могла забеременеть от него (ведь он не видел ее лица), Йеуда решил, как и другие, что молодая вдова вступила в запретные отношения, тогда как формально она считалась невестой Шелы и не имела права на связь с другим мужчиной. Поэтому Йеуда приказал судить ее, подразумевая, что такой поступок влечет за собой смертный приговор. На суд Тамар взяла с собой печать со шнурком и посох, которые ей оставил Йеуда, и, отправив ему эти вещи, сообщила, что отец ее ребенка тот человек, которому они принадлежат.

Теперь Йеуда понял, что именно от него забеременела Тамар. Он публично признал свою вину перед ней, сказав: “Она праведнее меня”, – ведь именно он был виноват в том, что Тамар не могла выйти замуж снова, хотя была еще молодой. И она по праву обманула своего тестя, чтобы рождением сына увековечить в народе Израиля имя своего первого мужа. Несмотря на благополучный исход ситуации, Йеуда, хоть и сам был вдовцом, больше не входил к Тамар.

От этого союза родились близнецы, которых назвали Перец и Зерах. Старший, Перец, впоследствии стал дедушкой царя Давида. Еще до этих событий на Небесах было решено, что Тамар станет прародительницей царей народа Израиля, а все законные цари будут происходить из колена Йеуды. Поэтому было необходимо, чтобы у Тамар родились дети от сыновей Йеуды или от него самого.(10)

Царства Йеуды и Израиля

Тора описывает, как Яаков дал своему сыну Йеуде благословение, что от него произойдут цари народа Израиля.25 Это благословение осуществилось, когда Давид, человек из колена Йеуды, стал царем. Позже Давиду было обещано, что царский престол навсегда останется для его потомков.26 Соответственно, в будущем и Машиах должен родиться среди потомков Давида. Но первым царем в Израиле стал Шауль из колена Биньямина.

Во времена правления царя Давида и его сына Шломо во главе народа был один царь. Однако за грехи, совершенные в доме Шломо, после его смерти сын Рехавам правил только частью народа Израиля. Прежде целостное царство теперь было разделено на две части: первая – царство Йеуды, дом Давида со столицей в Иерусалиме, а вторая – царство Израиля. Колена Йеуды и Биньямина остались верными своему царю, но остальные 10 колен восстали против Рехавама вскоре после смерти Шломо. Новым правителем они себе назначили Йеровама, бывшего полководца царя. Таким образом, еврейский народ оказался разделен на два царства, Иудею и Израиль.

Йеровам, первый царь Израиля, знал, как евреи преданы Святому Храму и Иерусалиму, столице теперь уже другого царства. Чтобы помешать народу совершать обычное паломничество во время праздников, он воздвиг на своей территории новый храм и поставил в нем идола. Многие евреи, верные Богу, после этого сбежали из-под власти Йеровама в Иудею. 27

А преемники и наследники Йеровама были не лучше, чем он сам, и идолопоклонство процветало все время, пока существовало это царство. Многие из царей Израиля восходили на трон, убивая своих предшественников. Некоторые из них продержались на престоле всего несколько дней или месяцев, пока следующие узурпаторы захватывали трон.

А цари Иудеи передавали власть по наследству от отца к сыну, и престол наследовался в семье Давида. Некоторые из царей Иудеи приносили народу мир и процветание, способствуя соблюдению законов Торы. К сожалению, многие из них были агрессивны, коррумпированы и поклонялись идолам. Были периоды, когда царство Иудеи пыталось захватить власть над всем Израилем. Однако в основном обе части еврейского народа все же сохраняли мир друг с другом.

Когда евреи того времени вели себя безнравственно и грешили, Бог посылал пророков и они обличали народ, предупреждая его о надвигающемся наказании, которое грозило всем, если они не вернутся на путь Господа. К величайшему сожалению, их пророков часто высмеивали, даже пытали, убивали, а люди продолжали деградировать и разрушать себя духовно.

Война с коленом Биньямина (24)

Это трагическая история о гражданской войне внутри Израиля. Она началась, когда один человек из колена Леви и его наложница путешествовали по той части Израиля, где проживало колено Биньямина. Когда наступил вечер, некий человек из колена Биньямина гостеприимно предложил путникам переночевать у него, а утром продолжить путь. Но вскоре дом окружила толпа озлобленных жителей того города. Подобно жителям Сдома, они потребовали у хозяина дома выдать его гостей. В конце концов, они забрали наложницу человека из колена Леви и насиловали ее всю ночь. Утром женщина была найдена мертвой на пороге дома.

Левит посчитал необходимым рассказать всему народу Израиля об извращенной жестокости и пренебрежении к святым законам в колене Биньямина. Чтобы люди содрогнулись, он разделил тело погибшей на части и разослал по одной в каждое из колен, сопроводив письмом, рассказывающим о злодействе. После этого все колена собрались вместе и постановили, что никто из народа Израиля не будет заключать браки с коленом Биньямина, а также потребовали, чтобы виновные в преступлении были выданы для справедливого наказания.

Однако люди из колена Биньямина отказались передать преступников в руки судей, и это положило начало гражданской войне. То была кровавая война, и с обеих сторон были многотысячные жертвы. Когда из колена Биньямина в живых осталось только 600 человек, было решено, что война должна прекратиться, дабы не истребить всех. Но еще очень долго с этим коленом никто в Израиле не роднился. И возобновились отношения только в связи с праздником 15 Ава.

Рождение 12 сыновей Яакова

История 12 колен начинается с того, как наш праотец Яаков убежал из дома, спасаясь от своего брата Эсава, задумавшего его убить. Согласно подробным наставлениям матери Ривки Яаков покинул Землю Израиля и отправился к дяде по маме Лавану, он долго оставался в его доме, выполняя работу пастуха, которую тот ему поручил.

Именно там он встретил свою прекрасную двоюродную сестру Рахель, которую полюбил с первого взгляда, и сразу же решил на ней жениться. Лаван согласился отдать Яакову свою младшую дочь при условии, что сначала он отработает за нее 7 лет. Когда эти 7 лет истекли и пришло время жениться, Лаван жестоко обманул Яакова, хитростью отдав ему в жены свою старшую дочь Лею, а после этого вынудил Яакова отработать за Рахель еще 7 лет, правда, разрешив до этого взять в жены и ее.

Лея родила Яакову 6 сыновей – это Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Исахар и Звулун – и дочь по имени Дина.

А Рахель не могла забеременеть и позавидовала своей сестре, поскольку та рожала детей одного за другим. По примеру праматери Сары, которая, не имея возможности забеременеть, отдала Аврааму в жены свою служанку Агар, Рахель решила отдать в жены Яакову свою служанку Бильу, таким образом, дети, родившиеся у служанки, считаются как бы собственными для ее госпожи. Кроме того, Рахель надеялась, что за этот самоотверженный поступок Бог сжалится над ней и подарит возможность родить собственных детей. Так Бильа родила 2 сыновей, которых Рахель назвала Дан и Нафтали.

Теории о потерянных десяти коленах

Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе потерянных колен. Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики), считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион, эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти.

 Скифы / Киммерийцы

Иегу, сын Омри, или посол, преклоняет колени перед царём Салманасаром III. Рельеф Чёрного обелиска.

Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию. Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись. На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон.

При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения. При этом ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы)

На основе этого предполагаемого соответствия строятся много теорий, приписывающих происхождение от десяти колен разным европейским народам.

Критики этой теории обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён

 Британский израилизм

Сторонники этой теории (en:British Israelism) считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее — некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы Теория возникла в Англии и потом распространилась в США. В первую очередь эту теорию распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога». Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты.

 Британско-американская гипотеза

Эта теория отличается от британского израилизма, но считает, что скифы и киммерийцы как потомки десяти колен, породила различные европейские нации. При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам = потомкам десяти колен. Сторонники этой теории считают, что от десяти колен происходят (частично) финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы и голландцы. От колена Дана происходят (частично) датчане, ирландцы и валлийцы. В десять племён входят также хазары.

Генетическая гипотеза

Существует также гипотеза о том, что потомки 10 колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК). Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских. Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии.

 Курды

Основанием для гипотезы о том, что курды представляют потерянное колено, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства (коэнов) и курдов. Однако совпадение из выборки 95 курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае. Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна.

 Японская гипотеза

Макуя — японское новое религиозное движение, которое считает, что японцы связаны с десяти коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.

Выдвигалась также гипотеза, что японцы являются потомками десяти колен. Основанием служили параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком. К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг

 Ирландцы

Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками десяти колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Тефи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства. При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.

Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов.

 Аборигены Америки

Отдельные исследователи XVII и XVIII веков собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен. Подобных теорий имеется достаточно много.

Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.

Некоторые исследователи, такие как Хаушуа Амариэль, видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.

Йосеф и его братья

История Йосефа играет важнейшую роль в становлении еврейского народа. С нее началось порабощение евреев египтянами, а затем последовало чудо Исхода.

Йосеф, любимый сын Яакова, очень мягко говоря, не пользовался симпатией своих братьев. Их враждебность по отношению к нему достигла пика, когда отец подарил своему любимцу особую одежду, которую тогда носили только выдающиеся люди, а через некоторое время после этого Йосеф увидел во сне нечто, говорящее о том, что в будущем он станет правителем над своими братьями и они придут, чтобы поклониться ему. Не подозревая, какие страсти кипят в душе у братьев, Йосеф рассказал им этот свой сон. Отношения обострились до предела – братья захотели убить Йосефа. Реувен, старший из них, попытался его спасти, убедив остальных, что, чем убивать родного брата собственными руками, лучше уж бросить его в яму и позволить умереть самому.

Тайный план Реувена состоял в том, что, когда братья, удовлетворенные «правосудием», разойдутся, он вернется к яме и спасет Йосефа. Однако все пошло не по плану. После того, как Йосеф оказался в яме, Реувен временно покинул братьев. В его отсутствие, согласно одному из мнений комментаторов Торы, Йеуда увидел проходящий мимо караван купцов и предложил братьям продать Йосефа в рабство. По невероятному стечению обстоятельств, пока он говорил с братьями, Йосефа достали из ямы купцы из другого каравана (юноша плакал и изо всех сил звал на помощь) и забрали с собой. Впоследствии его несколько раз перепродавали из каравана в караван. И к тому времени, когда Реувен вернулся, чтобы спасти Йосефа, он его уже не нашел.

В Египте Йосеф попал в дом к Потифару, начальнику палачей фараона. Благодаря праведности Йосефа во всех делах ему сопутствовал успех, вскоре ему уже доверяли настолько, что он отвечал за весь дом, и Потифар не переставал восхищаться своим работником. Но на беду Йосефа в него влюбилась молодая жена Потифара. Юноша отказался ответить на ее притязания и вступить с ней в связь. Обиженная женщина повернула перед мужем эту историю так, будто именно Йосеф грубо домогался ее, и он был немедленно отправлен в тюрьму.

Но и в заключении Йосеф выделялся среди всех. Он хорошо умел толковать сны. И однажды он растолковал сны двум попавшим в тюрьму слугам фараона, виночерпию и хлебопеку. Виночерпию, согласно толкованию Йосефа, предстояло скоро вернуться на службу, а хлебопека должны были казнить. Так и вышло. Спустя годы, когда однажды фараону приснились два загадочных сна, которые не мог объяснить ни один из его приближенных, виночерпий, которому Йосеф в свое время растолковал сон к добру, вспомнил о нем и рассказал фараону свою историю. Тогда Йосефа срочно призвали к правителю Египта и он успешно, с Божьей помощью, объяснил фараону его сны, увидев в них предсказание о том, что в Египте будет 7 лет изобильного урожая, а потом 7 лет голода. Кроме того, Йосеф сразу предложил, как надо поступить, чтобы страна без тяжелых последствий пережила голод. Фараону настолько понравились идеи Йосефа и сам он, что тотчас назначил его вторым после себя человеком в государстве, без чьего слова министры не могли принимать решения. Он дал Йосефу новое имя и поручил ему самому осуществить предложенный план.

Когда наступили годы голода, неурожай и голод были не только в Египте, но и в окружающих странах. Йосеф постановил: каждый, кто нуждался в зерне, должен был приехать к нему лично, и это распространило славу о нем далеко за пределы Египта. Однажды среди потенциальных покупателей появились братья Йосефа – они приехали в Египет, потому что зерновые запасы семьи оказались на исходе.

Встретив Йосефа, братья не узнали его – прошло много лет, они считали его погибшим и им даже в голову не могло прийти, что каким-то образом могут его встретить. Но Йосеф их узнал. Некоторое время он подвергал своих братьев разным испытаниям и проверкам, потому что хотел понять, раскаиваются ли они в том, что сделали с ним, или нет, и не опасны ли они для Биньямина. Но когда Йосеф больше не мог сдерживать своих чувств, он раскрылся братьям и пригласил их приехать с семьями жить в Египте. Яаков, его жены и все их многочисленное потомство  – все перебрались в Египет, где осели и благодаря покровительству Йосефа благополучно прожили всю оставшуюся жизнь.(11)

Когда Йосеф и его братья умерли, отношение египтян к евреям в корне изменилось и ухудшилось до такой степени, что их поработили. Египет будто забыл, кто их спас. И когда после долгих лет жестокого рабства с Божьей помощью евреи наконец смогли покинуть Египет, они взяли с собой саркофаги с телами Йосефа и его братьев, чтобы перезахоронить их на родине, в Земле Израиля.

Реувен – первенец, потерявший свои права

Итак, у Яакова было четыре жены: Лея и Рахель, Бильа и Зильпа, служанки по сути являлись наложницами. Рахель всегда была самой любимой женой Яакова, ведь она изначально была той, на ком он хотел жениться, в отличие от Леи, ставшей его женой благодаря обману и хитрости отца. Таким образом, у Рахели были особые отношения с мужем, и фактически местом его проживания был именно ее шатер. Когда Рахель умерла, а произошло это в довольно раннем возрасте, Яаков перенес свое ложе в шатер Бильи, служанки Рахели.

Реувен, первенец Леи и Яакова, воспринял этот жест отца как унижение достоинства его матери и решился на протест. Он рассуждал, что служанка Рахели, наложница отца, не должна пользоваться особым расположением Яакова по сравнению с Леей. Он видел в этом несправедливость и считал, что хотя бы после смерти Рахели отец должен воздать должное Лее, своей первой жене, родившей ему больше всех детей. И тогда Реувен решился на отчаянный шаг и перенес постель своего отца в шатер своей матери, не обсуждая это с Яаковом, а свое ложе в шатер Бильи.

Хотя намерение Реувена позаботиться об уважении к матери было хорошим, его поступок был неслыханной дерзостью, ведь Реувен вмешался в супружеские отношения отца.(4) Такое не могло остаться без тяжелых последствий. Будучи первенцем, Реувен должен был иметь особый статус среди братьев. Однако после этого инцидента он лишился своих привилегий.

Закон Торы таков, что доля наследства, которую получает старший сын, в два раза больше доли наследства остальных братьев. Эта привилегия была отнята у Реувена и вместо его потомков передана колену Йосефа, которое разделилось на 2 отдельных колена, Эфраима и Менаше, получивших 2 разные части земли в Стране Израиля после ее завоевания. Кроме того, люди из колена Реувена должно были стать священниками, но теперь этот особый статус был дарован колену Леви. И, наконец, от первенца Реувена должны были произойти цари народа Израиля, но было постановлено, что это право переходит к колену Йеуды.(5)

Конец династии Давида и 10 потерянных колен

Спустя более 200 лет царство Израиля прекратило свое существование, будучи захваченным ассирийцами. Десять колен Израиля постепенно были сосланы в отдаленные провинции ассирийской империи. Новые правители на место высланных евреев приводили пленников из других стран. Из-за этого десять колен Израиля бесследно затерялись среди народов мира.28

А царство Иудеи исчезло, когда в середине У века до н.э. вавилонский царь Невухаднецар завоевал Иерусалим. Первый Святой Храм был сожжен и разграблен. Многие евреи погибли, а выжившие были угнаны в вавилонский плен. Только некоторым из беднейших жителей Иерусалима было разрешено остаться в городе. 29

Это был конец династии царей из потомков Давида. В период Второго Храма народом руководили священники из колена Леви. Когда придет Машиах, он будет потомком Давида, и династия дома Давида будет восстановлена.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации