Содержание
- 1 Пощечина и удар ложкой по лбу
- 2 Моральное унижение
- 3 Язычников не учим?
- 4 Розги
- 5 Пощечина
- 6 Моральное унижение
- 7 Детская колония
- 8 Розги
- 9 Коленопреклонение
- 10 Грифельной доской по голове
- 11 Детская колония
- 12 Почему так жёстко?
- 13 «Злой папа, злой папа!»
- 14 Розги
- 15 Пощечина
- 16 Новые статьи
- 17 Провинился дома или в школе – ждут тебя розги
Пощечина и удар ложкой по лбу
За возражения ребенок запросто мог получить звонкую пощечину, причем, по щекам били в основном девочек.
Картина Михаила Ватутина «Воспитатель»
Более менее послушная дочка редко узнавала, какого цвета у нее горящие щеки, а те, кто долго не мог усвоить родительских правил, постоянно красовались на людях с ярко-красными щеками. Например, будущая жена Пушкина Наталья Гончарова часто от матери получала пощечины.
За столом дети получали от отца удары деревянной ложкой по лбу. В первую очередь, били тех, кто не соблюдал принцип старшинства и лез в чугунок без очереди, но доставалось и неаккуратным едокам, а также тем, кто много болтает.
Видно, что детей на Руси воспитывали в строгости, чего не скажешь зачастую о нынешнем поколении. Другое дело, какие выбирать наказания… но дети должны слушаться родителей и быть у них в подчинении для своей же пользы. Согласны?
Оцените, пожалуйста, статью и обязательно подпишитесь на наш канал!
Моральное унижение
Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.
Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.
Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.
Язычников не учим?
«Запомнились радости от получения пятёрок и четвёрок за хорошее чтение, запомнилась и двойка за грязно написанную страничку в тетради… (здесь Вениамин Булгаков вспоминает об учёбе в церковно-приходской школе Кузнецка, — прим. ред.). Запомнилось огорчение на всю жизнь, когда законоучитель, «батюшка», прогнал меня из школы, с урока «закона Божия» домой: у меня при проверке не оказалось на шее под нижней рубашкой нательного крестика!
Гимназический век
100 лет назад в Кузнецке открылась первая гимназия
Этот крестик все школьники были обязаны носить круглые сутки и снимать только в бане. А я потерял этот крестик. Мать не следила за выполнением школьного закона… Я в слезах пришёл домой и сообщил ей, что «батюшка» очень сердился и прогнал меня вон. Мать сразу же нашла у себя в коробочке металлический крестик, и я вновь побежал в школу с крестиком на шее.
В то время нательный крестик служил своеобразным допуском детей к школьной учёбе, без крестика ты считался как бы язычником и недостойным сидеть за школьной партой».
Розги
К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».
И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!
Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.
Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».
Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.
Пощечина
Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.
Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.
Моральное унижение
Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.
Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.
Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.
Детская колония
Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).
Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.
Розги
К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».
И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!
Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.
Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».
Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.
Коленопреклонение
«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.
Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.
Грифельной доской по голове
«Вдруг из передней послышался шум, топот сапог. Это братья пришли из школы и копошатся там, раздеваясь… Полон расспросов, я пристаю к братьям и надоедаю, выспрашивая, был ли сердит сегодня учитель, стоял ли кто в углу на коленях, кого из ребят по рукам ударили линейкой…
Свободное время — роскошь
Учитель — о деньгах и работе в современной школе
Брат Костя сообщает, что вчера Кольку Вихляева продержали в углу на коленях ровно три часа за то, что он выплеснул целую банку чернил на пол. А сегодня Ваську Петрова оставили на два часа без обеда за то, что он нечаянно вышиб стекло в учительской комнате, бросив камнем в товарища. А Проньку Сорокина учитель драл за уши, потому что разгорячённый какой-то обидой Пронька больно ударил своего соседа грифельной доской по голове…
Рассказы о школе меня волновали. Знать всё, читать обо всём – это было заманчиво… Но линейки по рукам, стояние на горохе в углу, сидение по три часа без обеда в пустых классах – это пугало и было противно…»
Детская колония
Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).
Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.
Почему так жёстко?
Бытует мнение, что педагог распускает руки от своего собственного непрофессионализма и бессилия. Но всего сотню лет назад телесные наказания в школе были нормой. Почему, нам рассказала семейный, детский психолог Анна Аксёнова.
— Исторически сложилось так, что насилием были пронизаны буквально все сферы жизни. Наверное, корни этого кроются в дикой природе. Там нет диалога, кто сильнее — тот и главный. Поэтому вожак стаи регулярно кусает своих подопечных, тем самым подтверждая свою власть над ними.
Так и в обществе. Зачем испокон веков были казни на площадях? Чтобы управлять толпой, нужно было периодически кого-то прилюдно наказывать. Насилием были пронизаны все сферы жизни, в том числе и школа. В классе, скажем, сидит 20-30 учеников, достаточно одного наказать розгами или поставить на горох, чтобы другие заранее напугались и им даже не мечталось прийти в школу с невыученными уроками. Других методов воспитания не было.
Статья по теме
«Синдром 1 сентября». Как школьнику вернуться в строй после каникул?
Т.е., во-первых, насилие было традицией. Во-вторых, никто не проверял людей, работавших в школе, на предмет психических заболеваний. По тем примерам садизма, которые описываются в литературе, могу утверждать, что наверняка у педагогов были расстройства психики. Учитель не просто ставил на горох, а ещё и лишал еды. Разве это не поведение больного человека?
Самое страшное, что многие современные родители и учителя на каком-то генном уровне сохранили убеждение, что насилие в воспитании – единственный способ получить хороший результат. Но это ложное утверждение. В ответ на насилие у ребёнка включается защитная реакция: надо спастись, и, если удастся, отомстить, напакостить в ответ.
«Злой папа, злой папа!»
«Я всегда убегал, когда отец, бывший учитель с многолетним педагогическим стажем, намеревался отстегать кого-нибудь из моих старших братьев садовыми прутьями…
Вопрос-ответ
Как перевести ребёнка на пятидневку?
Какие проступки совершали братья, я не знал, но когда отец с угрозой отстегать виновного, направлялся в сад, чтобы наломать для этой порки прутьев, я со страхом убегал подальше, чтобы не быть свидетелем жестокости отца и ребячьих слёз. Правда, я ни разу не видал в руках отца никаких садовых прутьев, которыми он грозился, и не слышал плача кого-либо из наказанных. Но я видел, что отец шёл в сад, громко приговаривая:
— Вот сейчас наломаю прутьев и высеку тебя, шельму…
Я провожал его недобрыми глазами и шептал: «Злой папа, злой папа!..»
Розги
Вот как раз порка вообще применялась в семьях регулярно, причем, именно розги использовались для профилактики. Считалось, что розга несет с собой исключительную пользу, да еще и «ум может вострить».
Даже самых послушных детей били розгами по субботам, хотя, конечно, бывали и исключения.
В школах на Руси широко применялось наказание как в виде розги, так и стояние на коленях
И каждый ребенок знал, что жаловаться на суровых родителей и учителей нельзя. Уложение 17 века гласило, что за жалобы «бить надо нещадно», а кто из сердобольных родителей пренебрегал наказанием, удостаивался косых взглядов соседей, мол, совсем воспитанием не занимаются.
Вспомним «Детство» Горького, где описывается строгий дед, который сёк настолько резво, что мальчик потерял сознание, а затем казался больным не один день.
Примечательно, что в 1637 году был отпечатан первый Букварь Василия Бурцева, который на форзаце разместил яркую картинку с воспитательными мерами учителя — тот без пощады сечёт учеников во время занятий.
Телесное наказание было отменено в школе относительно недавно — в начале 19 века, а в семье детей стали чаще наказывать ремнем, который и пользуется популярностью по сей день.
Пощечина
Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.
Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.
Новые статьи
-
Японский отряд № 731: фабрика смерти (18+)
Японский отряд № 731: фабрика смерти (18+)13.09.2020
Исторические статьи
-
Почему цыгане болеют реже всех народов
Почему цыгане болеют реже всех народов03.09.2020
Интересное
-
Гаррота — оружие палачей. Смерть на пике оргазма
Гаррота — оружие палачей. Смерть на пике оргазма22.07.2020
Интересное
-
Плесень на стенах: чем опасна и причины появления, как избавиться. Вред для владельцев квартиры или дома
Плесень на стенах: чем опасна и причины появления, как избавиться. Вред для владельцев квартиры или дома21.07.2020
Интересное
-
При использовании солнцезащитного крема: ошибки. Что можно и нельзя. Советы загорающим
При использовании солнцезащитного крема: ошибки. Что можно и нельзя. Советы загорающим15.07.2020
Здоровье
-
Может ли ночной кошмар человека убить во сне?
Может ли ночной кошмар человека убить во сне?06.07.2020
Интересное
-
Как русская экспедиция открывала Антарктиду 200 лет назад. Путешественники и мореплаватели
Как русская экспедиция открывала Антарктиду 200 лет назад. Путешественники и мореплаватели20.06.2020
Интересное
-
Если бы Лаврентий Берия пришел к власти
Если бы Лаврентий Берия пришел к власти07.06.2020
Исторические статьи
-
Что свекровь невестке не должна говорить. И почему нельзя. Советы
Что свекровь невестке не должна говорить. И почему нельзя. Советы19.05.2020
Интересное
-
Нож упал на пол: что эта примета сулит? А если воткнулся? Значение в разное время суток
Нож упал на пол: что эта примета сулит? А если воткнулся? Значение в разное время суток05.05.2020
Интересное
-
Бывший самый толстый ребенок в мире: как он сейчас выглядит
Бывший самый толстый ребенок в мире: как он сейчас выглядит23.04.2020
Интересное
-
Какие детали интерьера и предметы несут в себе негативную энергию
Какие детали интерьера и предметы несут в себе негативную энергию22.04.2020
Интересное
-
Одиночество в карантине
Одиночество в карантине30.03.2020
Интересное
-
Зачем на Масленицу пекут блины и сжигают чучело: почему и что это значит?
Зачем на Масленицу пекут блины и сжигают чучело: почему и что это значит?25.02.2020
Интересное
-
Как найти песню по звуку онлайн не зная исполнителя: Сервисы для поиска музыкальных композиций
Как найти песню по звуку онлайн не зная исполнителя: Сервисы для поиска музыкальных композиций25.02.2020
Интересное
-
При заражении коронавирусом: Что происходит с организмом. Симптомы
При заражении коронавирусом: Что происходит с организмом. Симптомы23.02.2020
Здоровье
-
Если мужчина не прав: что делать, чтобы не поссориться
Если мужчина не прав: что делать, чтобы не поссориться22.02.2020
Интересное
-
Почему мы всегда должны уважать родителей, особенно в преклонном возрасте
Почему мы всегда должны уважать родителей, особенно в преклонном возрасте20.02.2020
Интересное
-
Город Шахты — самый неблагоустроенный город в России (Ростовская область)
Город Шахты — самый неблагоустроенный город в России (Ростовская область)19.02.2020
Интересное
-
Почему очень умные люди так несчастны. Причины
Почему очень умные люди так несчастны. Причины19.02.2020
Интересное
Провинился дома или в школе – ждут тебя розги
Любая провинность наказывалась поркой с помощью розг – будь то дома или в школе. Розгами назывался пучок веток, которые вымачивали в холодной воде. Иногда для пущей суровости использовали воду соленую.
Пороли часто ребят по субботам в качестве профилактики. Считалось, что непоротые дети – признак плохого отцовского воспитания.
Популярность розг была повсеместной. Вспомните, как секли Алешу в автобиографической повести Горького, а о том, как наказывают учеников, детально рассказывает в своих произведениях Помяловский.
В школах было естественным бить детей розгами: кадушка со связкой прутьев стояла в каждом классе. Причем наказание проходило прямо во время занятий, когда другие учащиеся смирно писали или читали.
Не известно, что было хуже для наказуемого: физическое или моральное унижение. Кстати, морально также воздействовали на детей. Провинившегося могли нарядить в нелепый костюм или же прикрепить к нему табличку с язвительной надписью и заставить так ходить по школе.
Дело дошло до того, что розги были нарисованы на обложке букваря, изданного в 1637 году. Только Царскосельский лицей не поддерживал устоявшуюся систему наказаний. К счастью, в начале XIX века физические способы воспитания во всех учебных заведениях были отменены.