Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Хедшот: история шутеров от первого лица

Другие виды искусства[править]

Литератураправить

Основная статья: POV-персонаж

Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.

  • Классические произведения о Шерлоке Холмсе — записи, которые ведутся от лица его помощника, доктора Ватсона

    Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла, написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.

    . Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.

  • Все романы Дика Фрэнсиса.

Кино и телесериалыправить

  • «Хардкор» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
    • Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — фильм ужасов и боевик — в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
    • «Bunker of the Dead» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
  • «Леди в озере» (1947) — классика нуара

    Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.

    по Раймонду Чандлеру. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.

  • «Карты, деньги, два ствола» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
  • «Матрица» — выбор пилюли, красная или синяя.
  • «Монстро» — весь фильм снят камерой героя по имени Хад.
  • «Брат 2» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно пародируются компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
  • «Doom»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
  • «Маньяк» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
  • «Хэллоуин» (1978) — убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
  • Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
  • Нередко что-то показывают глазами робота (киборга) с соответствующим восприятием мира:
    • «Терминаторы» (и многочисленные отсылки к ним и пародии на них).
    • Робот-стрелок из «Западный мир»/«Мир Дикого Запада» (англ. Westworld, 1973). Для съемок даже специальную программу для ЭВМ создавали.
    • Робот Читти в некоторых сценах индийского х/ф «Робот».
    • Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
  • Фильмы жанра «мокьюментари

    «Ведьма из Блэр» — съёмка от первого лица с камерой, удерживаемой в руках оператором.

    » можно также считать «от первого лица»

  • Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
  • Одна из фишек фильмов и сериала про «Зловещих мертвецов» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, нам не показывают, но это явно что-то невообразимо ужасное.

Мультфильмыправить

  • Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) — полностью от первого лица.
  • «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.

Телевидениеправить

«Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.

Музыкаправить

  • Клип The Weeknd — «False Alarm».
  • Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
  • Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
  • Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть неожиданную развязку в конце:

Alien Isolation

Погружение в ужастиках просто необходимо: как же иначе стримеры смогут постоянно кричать в свои вебкамеры? (Хотя некоторые привыкли делать это и в нестрашных играх. Серьезно, я видел парня, который играл в Medieval Engineers – игру про неторопливое возведение стен – и при этом вопил не переставая). Чтобы создать настоящее напряжение, игрок должен полностью раствориться в персонаже, за которого он играет.

В Alien: Isolation страшно, словно в аду. И то, с чем в основном придется иметь дело – огромный, мощный и отвратительный ксеноморф, непрестанно охотящийся на вас и норовящий проткнуть своим хвостом. И отлично прорисованные руки помогают ощущать ужас более реальным, потому что заставляют вас чувствовать себя там.

Soma

2013 / PC, Mac, Xbox One, PS4Что делать: чувствовать боль машин

Главный герой Soma отправляется в поликлинику для сканирования черепной коробки. По завершении процедуры он снимает с головы специальное медицинское ведро и понимает, что буквально в мгновение ока переместился в какое-то зловещее, плохо освещенное, полузатопленное место. Как он тут оказался, где все, и как попасть домой — на эти базовые вопросы ответы найдутся быстро, но возникнут другие: например, что и почему случилось за стенами этого заведения. Soma полностью раскрывает тему за смешные по любым меркам пять часов — но история тут настолько глубокая и одновременно резкая, что спустя эти самые пять часов чувствуешь себя полностью опустошенным. У этой игры много общего с вышедшей спустя несколько лет Prey — как минимум в лейтмотивах — но при этом нет ничего, гм, лишнего: ни стрельбы, ни крафта, ни многочисленных персонажей и беготни туда-сюда. Действие Soma разворачивается в реальном времени: в дебюте игра навязчиво пробуждает главного героя в самой обычной квартире, а потом провозит его на поезде метро. К финалу становится ясно, зачем все это: вот эти вот несколько часов, что вы играли, были пятью часами из жизни простого пациента поликлиники, и его ощущения синхронизированы с ощущениями игрока. Для таких игр есть одно слово — гениально.

Quadrilateral Cowboy

2016 / PC, MacЧто делать: хакать!

Студия Blendo Games сначала занималась очень маленькими, но очень обаятельными играми, напоминающими короткометражные боевики от первого лица — очень стильные, хотя у всех героев там почему-то квадратные головы. Один проходился за 15 минут (Gravity Bone), другой за 20 (Thirty Flights of Loving); они не стоят в нашем списке отдельно, но настоятельно рекомендуем в них сыграть — это маленькие произведения интерактивного искусства.

Quadrilateral Cowboy — первая большая игра Blendo: шпионский экшен в альтернативном 1979 году, «кибепанк XX века». Вы числитесь в хакерской группировке. Ключевой элемент геймплея — собственно, хакинг: герой повсюду таскает с собой всякие приблуды для взлома камер, ловушек и прочего. Ощущение, когда ты деловито раскладываешь свой ретрофутуристический ноутбук и хитроумными командами нагибаешь местную систему безопасности — бесценно. Хоть и требует определенной усидчивости.

Война никогда не меняется

Medal of HonorSaving Private RyanMedal of HonorMedal of Honor по сценарию Спилберга.
Battlefield 1942
Call of Duty: Modern WarfareОни могут походить на копии друг друга, но существует причина, по которой игры CoD остаются безумно популярными.Medal of HonorSoldier of FortuneAmerica’s ArmyBattlefield 1942Call of DutyMedal of HonorOperation Flashpoint: Cold War CrisisArmaBattlefieldBattlefieldBad Company«Три короля»BattlefieldBattlefield Call of DutyBattlefieldCall of Duty 4: Modern WarfareModern WarfareCall of DutyGrand Theft AutoMinecraftАх, City 17. (Все мы любим Half-Life 2)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации