Содержание
- 1 Трехсложные стопы
- 2 Нумеруем слоги
- 3 В словаре Даля
- 4 Немного о науке
- 5 Двусложные стопы
- 6 Определение количества стоп в стихе
- 7 Как различать трёхсложные стопы?
- 8 P. S. Зачем все это надо?
- 9 Примеры
- 10 Стопа
- 11 Самый простой способ определить метр
- 12 Что такое стихи. Двусложные размеры стиха
- 13 Как включить двухфакторную авторизацию вконтакте?
- 14 Стихотворные размеры
Трехсложные стопы
Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.
Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.
Три и четыре, и два бегемота
Встретили два и четыре слона.
Рядом – один – это было болото,
Два – это речка.
И пальма – одна.
Три и один бегемота сказали:
«Здравствуйте, два и четыре слона».
А остальные под пальмой лежали.
Их было много,
А пальма – одна. (А. Чебышев)
Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:
…Однажды пупусик водичил цветочки,
А нусики мерили воду в горшочках,
Следили, чтоб он ничего не схимичил
И в каждый горшочек помногу водичил…
… Однажды пупусик кишмишил обед
И вспомнил, что соли ни горсточки нет.
А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!
Еще в старой бубе зачухлилась соль…»
…Однажды пупусик кузюнился с другом,
Вдруг нусики взвякнули громким испугом:
«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!
Смотри, как он хищнит глазами вокруг!
Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.
А нусики что будут вечером есть?..»
В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).
…а бывает еще воскресение.
А сегодня нельзя баловать,
Потому что, когда воскресение,
Нам не надо пораньше вставать.
Мама-папа не будут с будильником,
Как сегодня, ругаться с утра…
А зато у меня в холодильнике
Очень вкусная рыбья икра.
А вчерашней весной в воскресение –
Там еще продавали слонов –
С мамой-с-папой гуляли мы семьями,
А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)
Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.
Нумеруем слоги
Для определения размера можно выполнить простую работу. Пронумеруйте слоги в нескольких строках (начиная с единицы). Например, вот так:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
123 45 6789
12 3 4 5 678
Между слогами нового слова сделайте пробел побольше, а ударный слог выделите.
Ударение падает на чётные слоги. Не на все, как мы видим: шестой слог безударный. Главное, что только на чётные. Это ямб. А ведь первое слово строчки трёхсложное, второе двусложное, а в третьем три или даже четыре слога. В последнем слове появляется второе, дополнительное ударение. Мы его почти не слышим, но оно всё-таки есть.
Вот ещё примеры ямба. Это, кстати, самый популярный размер в русских стихах.
Я помню чудное мгновенье… (1 2 3 4 56 78 9)
О доблестях, о подвигах, о славе… (1 2 34 5 678 9 1011
В пушкинской строке ударение падает не только на чётные, но и на первый, нечётный слог. А что делать? Куда девать многочисленные односложные слова? Вроде бы местоимение, не предлог или союз: ударение должно быть обязательно. Должно, есть, но слабое. Основное – на соседнем слове: «пОмню».
Пример из Блока вообще непростой, на первый взгляд. Однако стоит предлог «о» присоединить, как и положено, к последующему существительному, как размер легко определяется. Ударение только на чётных слогах. Это ямб.
Запомните!
Ямб – ударение только на чётных слогах
Хорей – ударение только на нечётных слогах
Ещё потренируемся?
Шёпот, робкое дыханье… (12 345 678)
У Фета, как мы видим, хорей. Как и у Пушкина:
Буря мглою небо кроет… (12 34 56 78)
Здесь совершенно очевидно. И слова двусложные. Но бывает и по-другому.
Тучки небесные, вечные странники… (12 3456 789 101112)
Как ныне сбирается вечный Олег … (1 23 4567 89 1011)
На заре ты её не буди… (1 23 4 56 7 89)
В строках Лермонтова, Пушкина и Фета ударения то на чётных, то на нечётных слогах. Можно, конечно, запомнить:
Дактиль – ударение на первом, четвёртом, седьмом, десятом слогах
Амфибрахий – ударение на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом слогах
Анапест – ударение на третьем, шестом, девятом слогах
Но легко и ошибиться. Главное, что в трёхсложных размерах обязательно чередуются чётные и нечётные слоги с ударениями.
Итак, первое.
В словаре Даля
состоящий из двух слогов. Двусложность ж. свойство
двусложного. Двоеслужка? ж. растение Dilatres. Двусмысловый,
двусмысленный, заключающий в себе обоюдный или двоякий смысл, значение.
Двусмысленность ж. свойство двусмысленного и самое изречение или вообще
действие, заключающее в себе двоякий смысл. Двусмысловка ж. короткая
речь или род загадки с двояким смыслом, напр. Тишенька лучше Машеньки,
имена: Тихон, Марья; тихо, скромно; маша, машисто, размашисто.
Двусменный, разделенный на две смены, состоящий из двух смен, для
сменных караулов или работ. Двусмешник м. -ница ж. пересмешник,
насмешник. Двуснастный, двусбруйный, двуполый, гермафродит. Двоесолка ж.
арх. рыба треска, вторично посоленная при укладке. Двусотый, двухсотый,
единица, пополняющая собою число 200. Двусотный, двусотенный, содержащий
в себе двести, две сотни. Двуспальная кровать, одеяло и пр. двойная или
парная, т. е. на двоих. Двуствольное ружье или двустволка ж. ружье о
двух стволах. Двустворный, двустворчатый, растворяемый на две половины
или створки: раковина, двери, шкаф и пр. Двустельная корова, с другим,
со вторым теленком. (Одно-трех-стельная). Двустихийный, относящ. до двух
стихий, из них состоящий. Двустихийные животные, земноводные,
водоземные, гады. Двое(дву)стишие ср. два отдельных стиха с полным
смыслом. Двустишное изречение, из двух стихов составленное. Двустолпие
ср. церк. стена, отделяюшая алтарь от храма. стопный»>Двустопный, состоящий из
двух стихотворных стоп. Двусторонний, обоюдый, годный с лица и с
изнанки. Двусторонность ж. качество, свойство это. Шерсть двустрижка,
сымается по дважды в лето, короткая. Двое(дву)стенный, о русской избной
рубке: в две продольные и две поперечные стены, на четыре угла;
трехстенный, с продольною стеною, для связи средины; по рубке, в ней
считается шесть углов. Двустенная или балберочная снасть астрах.,
рыболовная, с крючками без наживы; рыба, проходя мимо, сама садится
боком: на длиннике (веревке) привешены крючки за поводки в два яруса,
вверх и вниз; верхние поддерживают всю снасть балберками, поплавками.
Двустенный сарафан ниж., костр. буднишний, особого покроя.
Двусемедольный, двусеменодольный, двудольный, двулопастный,
двусеменолистный, названия в ботананике растен. о двух всходных листьях,
по двум половинкам семени. Двоетес, двутес м. собират. кровельные
гвозди, такой длины, чтобы прошивали двойной ряд теса, до 1200 на пуд;
есть также одно- и троетес. Двоетесный, к двоетесу и двойному ряду теса
относящийся. Двоеточие ср. знак препинания (:), за которым следует
дополнение или объяснение предыдущего. Двое(дву)точечный, означенный
двумя точками. Двутретный, составляющий две трети чего. Двутретный
сенокос, косится в три года два раза; однотретный, однажды в три года.
Двууст, двуустая глиста, два вида: двууст кровяной в теле человека,
двууст печеночный — у овец (иногда и у человека; первый около 1/2 дюйма,
а второй 1 — 1 1/2 дюйма (Наумов). Двуутробный, у кого две утробы, или
утроба двойная; обжору, ненасыть шуткой назыв. двуутробным. Двуутробка
ж. чревосумчатое животное, сумчатка; род или разряд животных Океании,
рожаюших весьма незрелых детенышей, которых донашивают в особой брюшной
сумке, в запазушнике, где они присасываются к сосцам. Двуушковый, о двух
ушках. Дву(х)фунтовый, весом в два фунта. Дву(х)фунтовик м. гиря этого
веса. Двое(дву)хвостый, с двумя хвостами, о двух хвостах. Двухвостка ж.
то же; двуконечная плетка; | растение Diuris. | Насекомое в избах,
похожее на прусака. | Ряз. зовут так вообще молодую новозамужнюю (от
расплетенной надвое косы), особенно сноху, невестку в доме. Ягольник
яруя: двухвостка, вазми цупазник, да уцупызни яго! ряз. Щаной горшок
перекипает, невестка, возьми уполовник, да уполовинь, убавь его.
Двухохлый голубь, с двойным хохлом, двухохлач, двухохлатик м.
двухохлатка или двухохлушка ж.
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Двусложные стопы
От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.
Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).
Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй – безударный, то это хорей. Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:
Как-то в осень ослик Ося
Ночью очень плохо спал.
И, когда пробило восемь,
Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)
Ежик Хоня был тихоня,
Ежик Хоня не спешил.
Вот однажды ежик Хоня
За водой сходить решил… (А. Чебышев)
Банный день у черепашки.
Очень хлопотно ему:
Надо выстирать рубашку
И помыться самому… (А. Чебышев)
Если ударным в стопе является второй слог, то это ямб. Ямбические стихи не менее популярны.
Котенок был пушистый
И очень озорной.
Он бегал быстро-быстро
За кошкой и за мной.
Еще к собачке Жучке
Он часто приставал…
А если взять на ручки,
Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)
Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».
Определение количества стоп в стихе
Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.
Если я надену шляпу,
Стану я почти как папа.
Ну, а папа и без шляпы
Все равно похож на папу.
В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.
Лошадка по полю скакала, скакала,
По полю скакала и очень устала.
И в поле стояла, и травку щипала.
И снова скакала, скакала, скакала.
И в речке купалась, и гривой играла,
И снова по полю скакала, скакала.
Ни ветру, ни птице ее не догнать.
Никто не умеет так быстро скакать.
В этом стихотворении того же автора количество стоп тоже четыре, однако стопы, в отличие от предыдущего примера, не хореические, а амфибрахические, поэтому размер этого стихотворения – четырехстопный амфибрахий.
Как различать трёхсложные стопы?
Нумерацией мы можем отличить двусложные и трёхсложные размеры друг от друга. С трёхсложными сложнее. Одно радует: они встречаются не так часто.
Способ первый – подстановка.
Представьте себе, как выглядит стопа
– дактиля:
VV (ударный и два безударных)
– амфибрахия:
V–V (безударный, ударный, безударный)
– анапеста:
VV– (два безударных и ударный)
Чтобы запомнить, используйте свои приёмы. Мне, например, помогает сходство хорея и дактиля, ямба и амфибрахия. Анапест же похож на перевёрнутый дактиль.
Запомнив, как выглядит та или иная стопа, пробуйте подставлять её. Например, в строчки Лермонтова, Пушкина и Фета (см. выше).
Проверьте себя:
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Запомните!
дактиль
–VV (ударный и два безударных)
амфибрахий
V–V (безударный, ударный, безударный)
анапест
VV– (два безударных и ударный)
Потренируемся?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
1 2 34 56 78 910111213
Ударение на чётных слогах – это ямб.
Выхожу один я на дорогу…
123 45 6 7 8910
А здесь на нечётных. Это хорей.
Славная осень! Морозные ночи…
123 45 6789 1011
У Некрасова чередуются нечётные и чётные ударные слоги. Это трёхсложный размер (довольно часто используемый Некрасовым). Представляем, как выглядит та или иная трёхсложная стопа. Сколько таких стоп в строке. Это дактиль. Он похож на хорей, только вместо одного безударного – два. В стихе три полных стопы и одна из двух слогов, укороченная:
–VV / –VV / –VV / –V
Тренируйтесь на известных и неизвестных стихотворениях. Если сомневайтесь, не стесняйтесь спрашивать у специалистов. Обращайтесь – вам помогут. До встречи!
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме
Вся русская литература XIX века в 230 карточках
От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого
Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице
От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории
Весь XIX век в одной таблице
От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории
Философия Просвещения в одной таблице
Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения
XX век: все главные стили живописи в одной таблице
Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма
Средневековая литература: главные книги в одной таблице
«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие
Примеры
Примеры стихотворений(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами) |
Стихотворный размер |
Пример четырехстопного хорея: |
Хорей __/__ |
Пример пятистопного хорея: |
Хорей __/__ |
Пример трехстопного хорея: |
Хорей __/__ |
Пример четырехстопного ямба: |
Ямб __ __/ |
Пример четырехстопного ямба: |
Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: |
Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: |
Ямб __ __/ |
Пример трехстопного дактиля: |
Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: |
Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: |
Дактиль __/__ __ |
Пример трёхстопного амфибрахия: |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример четырехстопного амфибрахия: |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного амфибрахия: |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного амфибрахия: |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного анапеста: |
Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: |
Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: |
Анапест __ __ __/ |
Пример (разностопный размер) поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест: |
Дактиль __/__ __ Амфибрахий __ __/__ Анапест __ __ __/ |
Стопа
Все вы знаете свой размер обуви. То есть размер стопы. В стихах (стихотворных строчках) тоже есть свои стопы – повторяющиеся группы слогов. В силлабо-тонической системе учитывают ударные и безударные слоги. Ударные слоги в двусложной или трёхсложной стопе повторяются через определённое количество безударных.
Вот примеры стихотворных строчек, которые в реальной практике достаточно сложно встретить.
В двусложных словах первых двух строк ударение падает либо на первый слог (это хорей), либо на второй (это ямб)
Кровью брызжет солнца рана – ХОРЕЙ (–V/–V/–V/–V)
Стою в лесу пустом один – ЯМБ (V–/ V–/ V–/ V–)
В следующих строчках использованы трёхсложные слова: с ударением на первый слог (дактиль), на второй слог (амфибрахий), на третий слог (анапест).
Щёлкает пальцами озеро звонкое – ДАКТИЛЬ (–VV/–VV/–VV/–VV)
Руками, ногами цеплялся за жизнь – АМФИБРАХИЙ (V–V/V–V/V–V/V–)
Помогал выносить ураган – АНАПЕСТ (VV–/ VV–/ VV–)
Как уже говорилось выше, в русском языке мало двусложных и трёхсложных слов и ударение подвижно, поэтому в стихах приходится иметь дело с более сложными случаями.
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Что такое стихи. Двусложные размеры стиха
Каждый человек безошибочно отличает стихи от прозы. В этом в первую очередь ему помогает слух. Стихотворная речь резко выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.
Сейчас мы постараемся понять, в чем тут дело. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение, падающее на один из гласных звуков: ветер, берёза, поясок. Каждое отдельное слово, как известно, делится на слоги, и один из этих слогов всегда будет отмечен ударением…
Возьмем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и запишем его так:
«По зимней скучной дороге бежит борзая тройка».
Это обычная прозаическая фраза… Попробуем разбить ее на слоги и поставить соответствующие ударения.
Обозначим неударный слог обычным шрифтом, а ударный — (жирым). Поставим эти значки соответствующими слогами. Вот что у нас получится:
«По /зим/ней/ скуч/ной до/ро/ге/ бе/жит/ бор/за/я/ трой/ка».
Посмотрим, в строгом ли порядке расположены эти ударения. Оказывается, никакого порядка нет. Между слогами «зим» и «скуч» лежит один неударный слог. Между «скуч» и «ро» уже два, а слоги «жит» и «бор» стоят совсем рядом, без какого-либо промежуточного неударного слога. Никакого музыкального впечатления от этой простой фразы мы не получим.
Но стоит только переставить те же слова, и мы сразу ощутим музыкальный характер фразы, и узнаем в ней стих.
- По дороге зимней, скучной
- Тройка борзая бежит.
Что же случилось? Почему так неузнаваемо преобразилась обычная фраза: «По зимней скучной дороге бежит борзая тройка». Если мы сравним ее со стихами, то убедимся, что в стихотворении те же самые слова расположены в иной, строгой системе. Стихотворные строки отличаются особой организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, то есть ритмичностью.
Для того чтобы убедиться в этом, разделим слова в стихотворной строчке на слоги и расставим ударения:
- По-до-ро-ге-зим-ней-скуч-ной
- Трой-ка-бор-за-я-бе-жит.
Вы сами видите, что после ударного слога следует неударный, что они чередуются в определенном порядке. Это станет еще понятнее, если взглянуть на схему:
II — II — II — II — II
II — II — II — II — II
Вы, вероятно, заметили, что все слоги разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа в поэзии носит название стопы.
В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной или трехсложной. Вот, например, двусложные стопы:
II — II — II
а вот стопы трехсложные:
II — — — II — — — II — — II
Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе называется размером. Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей: —.
Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога», пример из которого приводится выше, написано хореем. А вот несколько строк из другого стихотворения поэта, которое также написано хореем:
- Буря мглою небо кроет,
- Вихри снежные крутя;
- То, как зверь, она завоет,
- То заплачет, как дитя…
(«Зимний вечер».)
Второй двусложный стихотворный размер — ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала — неударный, а потом — ударный. В схеме это будет выглядеть так:
II — II — II — II — II
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
Конечно, не одним только размером определяется музыкальный характер поэтического произведения… Но стихотворный размер всегда является первичной основой стиха. При этом не следует забывать, что самое главное в произведении — это мысль, чувство его творца.
(Из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина».)
← ЛИТЕРАТУРНОЕ ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, ДИАЛОГ |
ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА И МЕТАФОРЕ → |
---|
Как включить двухфакторную авторизацию вконтакте?
Стихотворные размеры
В этой статье я хочу коротко и понятно объяснить, что такое стихотворный размер, какие стихотворные размеры существуют, как их запомнить и определить размер стиха.
1. Что такое стихотворный размер?
Размер стиха (метр, метрическая схема) – число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
2. Какие существуют стихотворные размеры?
Стихотворные размеры делятся на двусложные и трехсложные (в зависимости от количества слогов в стопе).
К двусложным относятся ямб и хорей, а к трехсложным: дактиль, амфибрахий, анапест. Всего 5 стихотворных размеров.
Разберем каждый из них по отдельности.
Хорей – двусложная стопа, ударение падает на первый слог.
Ямб – двусложная стопа, ударение падает на второй слог.
Дактиль – трехсложная стопа, ударение падает на первый слог.
Амфибрахий – трехсложная стопа, ударение падает на второй слог.
Анапест -трехсложная стопа, ударение падает на третий слог.
3. Как запомнить стихотворные размеры?
Начнем с двусложных. Слово “Ямб” начинается на букву”Я”, а т.к. “я” – последняя буква алфавита, то и ударение падает на второй слог. Соответственно, в хорее на первый.
Чтобы не путаться в трехсложных размерах, достаточно запомнить одно кодовое слово: ДАМА. Расшифровывается оно так:
Д – дактиль, Ам – амфибрахий, А – анапест (в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе).
4. Как определить размер стиха?
Чтобы определить размер стиха, нужно:
1. Подчеркнуть гласные буквы.
2. Произнести строку нараспев и расставить ударение.
3. Проанализировать, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если через 1 слог, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если через 2 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
4. Разделить слоги в строке на стопы (по два или три в каждой) и определить размер стихотворения.
Определение стихотворного размера:
Ударение через 1 слог, значит стопа двусложная. Разобьем стих на стопы:
Я при|ше́л к те/бе́ с при/ве́том,
Расска/за́ть, что/со́лнце/ вста́ло,
Что о/но́ го/ря́чим/ све́том
По ли/ста́м за/трепе/та́ло.
В данном случае, в каждой стопе ударение падает либо на первый слог, либо вовсе отсутствует (такое тоже возможно)
Т.к. во всех стопах, где присутствует ударение, оно падает на первый слог, то стихотворный размер – хорей.
Источник статьи: