Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Дети дождя

Практики осознанности

Осознанность требует практики. Родителям может быть сложно выделить время, чтобы позаботиться о себе. Осознанность требует, чтобы вы нашли несколько минут, чтобы сосредоточиться на своем самочувствии. Если вы можете позаботиться о себе, то вы сможете лучше позаботиться и о своей семье.

Регулярная практика очень важна. Если вы регулярно применяете техники осознанности, то вам будет проще вспомнить эти стратегии в крайне стрессовой ситуации.

Практики осознанности являются одновременно формальными и неформальными. Формальные практики требуют выделить время, чтобы заниматься осознанностью определенным образом. Неформальные практики позволяют прибегнуть к осознанности в любой момент, даже когда мы заняты повседневными делами.

Осознание настоящего момента

Осознанность требует, чтобы вы уделили внимание настоящему моменту с помощью принципов осознанности. Мы можем сосредоточиться на каких-то аспектах нашего опыта, чтобы полностью присутствовать в настоящем моменте

Мы можем сосредоточиться на каких-то аспектах нашего опыта, чтобы полностью присутствовать в настоящем моменте.

Осознание дыхания

Сосредоточьте ваше внимание на дыхании. Ощущения от дыхания станут для вас якорем, к которому вы сможете вернуться в стрессовые моменты

Осознание дыхания можно использовать в любое время и в любом месте, например:

Выделяйте несколько минут каждый день, чтобы сосредоточиться на своем дыхании

Просто обращайте внимание на вдохи и выдохи. Если вы будете отвлекаться, это нормально

Мягко верните свое внимание обратно к процессу дыхания.

Осознание тела

Как и осознание дыхания, осознание тела — это конкретный способ сосредоточиться на настоящем моменте:Выделяйте несколько минут каждый день, чтобы замечать ощущения в теле. У вас ноют какие-то мышцы? Вы чувствуете напряжение в каких-то частях тела? Просто найдите время, чтобы почувствовать свое тело и ощущения в нем, никак их не оценивайте, просто осознайте.

Осознание мыслей и чувств

При помощи инструктора с опытом в практиках осознанности, вы также можете развить навык осознания мыслей и чувств. В рамках этого процесса вам нужно быть любопытными и исследовать собственные мысли и чувства.

Осознание повседневных дел

Родители очень заняты. Вы переходите от одного дела к другому, пытаясь решить сразу множество задач и совместить разные расписания. Мы часто занимаемся делами на автопилоте

Мы можем полностью сосредоточиться на том, что ждет впереди, и мы перестаем обращать внимание на то, что происходит сейчас. Попробуйте привлечь внимание к тому, что происходит в настоящий момент

Например:

Когда вы чистите зубы, подумайте об опыте чистки зубов и сосредоточьтесь на нем, а не на своем списке дел.

Когда готовите еду подумайте о процессе готовки и еде перед вами, а не о том, как вы будете мыть посуду.

Во время еды сосредоточьтесь на каждом кусочке. Отмечайте запахи, вкусовые оттенки и текстуру еды

Обращайте внимание на ощущения своего тела во время еды

Благодарность

Осознанность помогает нам переносить стрессовые события в нашей жизни. Она также позволяет акцентировать положительные аспекты жизни, в том числе то, за что мы можем быть благодарны. Что заставляет вас почувствовать благодарность? Выделите время, чтобы каждый день думать об этом. Возможно, вы даже решите составить список или вести дневник, записывая в него причины для благодарности.

Высокую чувствительность ошибочно сравнивают с разными расстройствами

Высокую чувствительность часто – ошибочно – сравнивают также
с различными психическими расстройствами. В первую очередь с шизофренией и ПТСР
(посттравматическим стрессовым расстройством). При поверхностном взгляде два
этих состояния имеют мало общего (друг с другом или с высокой
чувствительностью), но все они могут включать в себя повышенную
чувствительность к сенсорным стимулам.

Асеведо с коллегами тщательно исследовали эти расстройства и
выяснили, что ни одно из них не
связано с высокой чувствительностью.

Начнём с того, что у шизофрении ещё меньше общего с высокой чувствительностью,
чем у аутизма. Так же, как и при аутизме, при ней отсутствует повышенная
эмпатия или самоанализ, присущие ВЧ, и в отличие от аутизма у неё почти нет
ничего общего с ВЧ в плане активности мозга. (Добавлю, что, хоть это и не
упоминается в исследовании, шизофрения без лечения практически неизбежно
вызывает серьёзные проблемы в жизни и в отношениях данного человека, в отличие
от высокой чувствительности).

ПТСР немного сложнее, потому что высокочувствительные люди могут быть сильнее подвержены риску
развития ПТСР в результате какой-либо травмы. Однако пациенты с ПТСР не
проявляют никакой повышенной активности в областях мозга, связанных со
спокойствием, самоконтролем или социальной осведомлённостью, присущей
высокочувствительным людям, они также страдают набором симптомов, которых нет у
ВЧ без травмы. Нарушения в мозге человека, страдающего от ПТСР, например, часто
влияют на его память и способность усваивать новую информацию. Эти способности
– и возможность в целом обрабатывать информацию – являются сильными сторонами
высокочувствительных людей.

Как уменьшить самостимуляцию?

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять аутиста не стимиться вообще никогда – такое насилие выльется в тяжелый стресс, на фоне которого самостимулирующее поведение только усилится. Стимминг играет по-настоящему важную роль в жизни ребенка, выполняя определенные полезные для его психики функции.

Представьте себя в момент привычного способа снятия стресса (принятие горячего душа, прослушивание любимой музыки и т. д.). А теперь вообразите такую картину: вы с удовольствием принимаете душ после изматывающего рабочего дня, но как только начинаете расслабляться под теплыми струями – дверь ванной открывается, заходит терапевт и строго приказывает прекратить ваше занятие.

Лишение возможности стимиться может побудить ребенка к невольному поиску «замены», зачастую гораздо более тяжелой и опасной. Например, если категорически запрещать аутичному малышу потряхивать руками, он станет жевать кисти своих рук. Если запрещать гладить шершавые поверхности – он начнет биться об них головой. Поэтому, если аутостимуляция приводит к определенным трудностям при нахождении в общественном месте или сильно утомляет родителей, нужно постараться уменьшить ее проявления.

Прежде всего, для этого необходимо понять функцию того или иного проявления стимулирующего поведения малыша. Определив, для чего ребенку нужен стимминг, можно научить его достигать этих же целей, используя более уместные способы.

Например, если малыш отвлекается от неприятных мыслей при помощи кручения ярких предметов перед глазами – предложите ему игрушку-волчок (юлу) или калейдоскоп. Если он склонен к нервному расковыриванию кожи – задействуйте его пальцы в играх с крупой, собирании мозаики, лепке из пластилина. Такой подход в психологии называется перенаправлением и зачастую наглядно подтверждает отсутствие необходимости в лечении стимминга психотропными препаратами.

В рамках других компенсаторных стратегий, направленных на уменьшение проявлений самостимулирующего поведения, можно принять следующие меры:

  • научить ребенка замещать привычный способ аутостимуляции на более социально уместный – например, не расцарапывать до крови кожу кистей рук, а сжимать и разжимать кулаки;
  • изменить условия и среду, которые вызывают учащение эпизодов стимминга;
  • регулярно заниматься сенсорной интеграцией, АВА-терапией;
  • осваивать новые навыки постепенно, не «наскоком», так как резкие перемены провоцируют у аутичных детей стресс, на фоне которого может обостриться аутостимуляция;
  • использовать специальные диеты для аутистов, обеспечить регулярный прием витаминно-минеральных комплексов, своевременно проходить медосмотры.

Многие родители аутичных детей замечают, что отдельные стимы могут проходить после устранения проблем с желудочно-кишечным трактом. Так, после комплексного лечения ЖКТ нередко исчезают стереотипии, связанные с аутоагрессией и агрессией в целом, перевозбуждением, частыми низкими наклонами вперед, длительными истериками, «вдавливанием» в предметы. Поэтому есть основания предполагать, что стимы такого рода могут быть вызваны болями и дискомфортом в животе

Важно научить ребенка аутиста жевать тщательнее — это поможет уменьшить дискомфорт в желудке, который возникает при переваривании больших кусков пищи

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, можно задействовать одну или несколько из перечисленных стратегий, чтобы сделать самостимуляцию более приемлемой для социума.

«Прислушивайтесь душой» к ребенку, старайтесь понять, какие ощущения служат поводом для очередного эпизода стимминга, какую тревогу малыш пытается побороть при помощи повторяющегося поведения. Возможно, это просто плохие мысли, а возможно – слишком громкая музыка по телевизору.

Что не является осознанностью

Для того, чтобы лучше понять осознанность, мы должны рассмотреть популярные мифы о ней:

  • Техники осознанности очень просты, но ежедневно практиковать их может быть непросто. Осознанность подразумевает новый подход к проблемам, а привыкнуть к переменам может быть трудно.
  • Несмотря на возможные трудности поначалу, осознанность не должна стать новым источником стресса в вашей жизни. В конце концов, это подход к снижению стресса.
  • Осознанность направлена на снижение стресса, но, к сожалению, она никак не снижает существующие проблемы. Жизнь неизбежно связана с проблемами. Осознанность лишь помогает вам лучше справляться с ними.
  • Осознанность не требует никаких длительных медитаций. Она может включать как формальные практики, в том числе медитацию, так и простые техники, которые можно использовать в повседневных ситуациях.
  • Медитация не значит, что вам нужно «очистить свой разум». Наш разум постоянно работает, так что очистить его в принципе невозможно. Более того, наш разум выполняет очень важную и полезную работу. Осознанность лишь предлагает новые способы использования нашего замечательного разума, и техники осознанности помогают нам в этом.
  • Осознанность не может заменить духовность, религию или веру.

Мышечная релаксация: сценарий для родителей

Если ты напряжен, расстроен или нервничаешь, твои мышцы сжимаются. Если напрячь некоторые мышцы, то можно научиться расслаблять их. Теперь устройся поудобнее!

Кисти и руки: выжимаем лимон. Притворись, что в каждой твоей руке есть лимон. Теперь выжимаем сок из лимонов – сжимаем их как можно сильнее. Старайся выжать весь сок! Почувствуй, как напряглись кисти и руки. Сжимай как можно сильнее! Не оставляй ни капли сока. (Руки остаются сильно напряженными 10 секунд). Теперь расслабляем руки и бросаем лимоны. Смотри, насколько лучше стало рукам теперь, когда они расслабились.

Руки и плечи: потягиваемся как кошка. Притворись, что ты пушистая кошка, которая только что проснулась. Протяни руки вперед. Теперь подними их над головой. Почувствуй, как тянутся плечи. Тянись выше и попробуй дотянуться до потолка. (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Отлично! Теперь очень быстро опустим руки вниз и почувствуем, как хорошо, когда они расслабились. Им хорошо и тепло.

Плечи и шея: прячемся как черепашки. Теперь притворись, что ты черепашка. Попробуй втянуть голову в панцирь. Попробуй дотянуться плечами до ушей, а голову опустить в плечи. Держись! (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Отлично, теперь можно выбраться из панциря. Почувствуй, как расслабились плечи.

Спина: раскачиваем качели. Притворись, что ты на качелях. Покачай туловищем взад и вперед, взад и вперед. Попробуй раскачаться как можно сильнее, помогай раскачиваться руками! Продолжай качаться! (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Отлично. Теперь хватит качаться. Можно сесть и отдохнуть.

Живот: протискиваемся за забор. Теперь притворись, что ты хочешь протиснуться сквозь щель в заборе. Нужно стать как можно уже – втянуть живот так сильно, чтобы он стал совсем плоским. Держись так долго, как только сможешь! (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Отлично, ты сделал это! Ты прошел через забор. Сядь и расслабь живот.

Челюсть: жуем морковку. Теперь притворись, что тебе надо съесть огромную и жесткую морковку. Ее очень сложно кусать. Постарайся укусить ее как можно сильнее. Надо прожевать эту морковку! Продолжай кусать. (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Хорошо. Теперь ты съел морковку и можно расслабиться.

Лицо и нос: прогнать противную муху с носа. Противная муха села прямо на твой нос! Попробуй прогнать ее, но без рук. Наморщи нос, чтобы он был весь в складках. Наморщи нос сильно-сильно и держись так какое-то время. Когда ты морщишь свой нос, щеки, рот, лоб и глаза помогают тебе и тоже напрягаются. (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Отлично. Ты прогнал муху. Теперь можно расслабиться и разгладить лицо.

Ноги и ступни: шевелим пальцами в грязи. Теперь притворись, что ты стоишь босиком в большой грязной луже. Попробуй ощупать дно лужи. Пошевели пальцами. Сильно обопрись всей стопой! (Положение сохраняется в течение 10 секунд). Хорошо, теперь можно расслабить ноги и пальцы. Они больше не напрягаются, им тепло и хорошо.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Виды самостимулирующего поведения при аутизме

Самостимуляция у ребенка с аутизмом может проявляться одним или несколькими из шести основных видов стимминга:

  • зрительного (визуального);
  • аудиторного (слухового/звукового);
  • тактильного (связанного с прикосновениями и ощущениями от них);
  • вестибулярного (связанного с ощущением равновесия);
  • вкусового;
  • обонятельного.

То есть каждый отдельный вид аутостимуляции как бы обращается к одному или нескольким чувствам, за счет чего является буквально жизненно необходимым для аутичного ребенка. Рассмотрим типы стимминга подробней.

Визуальный

Зрительный стимминг может проявляться самыми разнообразными способами, в том числе:

  • долгим безотрывным взглядом на источники света, фото и другие статичные изображения, вращающиеся вентиляторы или другие однообразно движущиеся предметы;
  • частым длительным морганием или вращением глазами;
  • повторяющимся прищуриванием глаз;
  • размахиванием руками или повторяющимися движениями пальцев перед глазами;
  • эпизодами «отсутствующего взгляда», когда кажется, что ребенок смотрит «в никуда».

Также визуальная аутостимуляция может выражаться в навязчивом стремлении к поиску определенных форм в сложных орнаментах (обои, ковры и т. д.).

Звуковой

Аудиторный стимминг имеет следующие проявления:

  • повторяющиеся нажатия ладонями на уши;
  • громкое щелканье пальцами;
  • ритмичное повторение определенных звуков или просто длительное мычание на одной ноте;
  • ритмичное постукивание руками или ногами по поверхностям предметов.

Еще одним выражением звуковой самостимуляции может стать эхолалия – бессмысленное частое повторение чужих фраз, слов, фрагментов песен и т. д. В детском возрасте эхолалия при аутизме проявляется сильнее и чаще, чем у взрослых.

Тактильный

Признаки тактильного стимминга таковы:

  • навязчивые почесывания, потирания, расцарапывания кожи;
  • сжимание и разжимание кулаков.

Также ребенок с тактильным стиммингом может постоянно стремиться гладить какую-либо определенную ткань, бумагу с определенной текстурой, пересыпать в руках песок, погружать руки в воду и т. д.

Вестибулярный

Вестибулярная самостимуляция при аутизме выражается в «маятниковых» раскачиваниях вперед и назад или из стороны в сторону, длительном вращении вокруг своей оси, прыжках на месте, беге или ходьбе широким шагом взад-вперед или по кругу и т. д.

Вкусовой

Вкусовой стимминг заключается в облизывании каких-либо поверхностей или собственных рук, ребенок также может класть в рот пальцы или небольшие предметы.

Обонятельный

Обонятельные стимы у аутистов проявляются в стремлении долго обнюхивать другого человека или неодушевленный предмет, как можно чаще и дольше вдыхать определенные запахи.

Медитация

Медитация может стать новым опытом для многих людей. Освоить его лучше под руководством кого-нибудь, кто хорошо владеет осознанной медитацией. Есть несколько типов практики медитации. Ниже приводится пара примеров:

Сканирование тела

Сканирование тела — один из примеров осознанной медитации. Он включает мысленное продвижение по всему телу (например, от головы к стопам или от стоп к голове), при этом вы замечаете ощущения в каждой части тела. Когда вы сосредоточены на какой-то части тела, отметьте любое напряжение, боль или дискомфорт в ней. Если вы просто будете замечать ваши ощущения, это может помочь вам уменьшить напряжение и дискомфорт.

Медитация сидя

Медитация сидя позволяет нам находиться в комфорте, но при этом быть внимательными. Во время медитации попробуйте позволить себе 15-20 минут времени, когда вы просто находитесь в настоящем моменте. Помните, что вам не нужно пытаться очистить свой разум. Вы просто активно, но без какой-либо оценки наблюдаете за различными аспектами себя и окружающей среды, в том числе: звуками, которые вы слышите, ощущениями в теле, мыслями и чувствами.

Дополнение 1: Видеомоделирование для самостоятельного мытья рук

Если ребенок пока не может помыть руки без ваших подсказок, то можно попробовать обучение с помощью видео с ним самим в качестве модели. Процедура для обучения может быть следующей:

1. Скажите ребенку, что про него снимут кино.

2

Объясните ребенку, что мыть руки очень важно, и это кино поможет ему всегда мыть руки и оставаться здоровым.
3. Составьте полный список действий, которые необходимы, чтобы помыть руки (например, закатать рукава, включить кран, намылить руки, спеть куплет из песенки, пока моешь руки, смыть мыло водой и так далее)

4. Снимите на смартфон или планшет, как ребенок выполняет каждый шаг. По необходимости подсказывайте ему, что делать дальше. Старайтесь не снимать свои подсказки или удалите их позже.

5. Отредайтируйте видео так, чтобы в конечном варианте он выполнял все действия в нужном порядке без каких-либо подсказок с вашей стороны. Для этого можно использовать какую-нибудь программу или приложение для редактуры видео, например, iMovie или Kinemaster.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Мэри сама моет ручки, как большая девочка!»

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Ты отлично помыла руки, Мэри!»

9. Показывайте видео раз в 1-2 дня.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда она сама моет руки.

11. Когда ребенок начнет мыть руки без каких-либо дополнительных подсказок, начинайте показывать видео реже или совсем прекратите.

Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом с помощью видео»

Принципы осознанности

Осознанность предлагает нам развивать новое отношение к ситуациям на основе следующих принципов:

Открытое сердце

Попробуйте сохранить свое сердце открытым и избегайте осуждения себя и других людей.Очень часто мы постоянно оцениваем самих себя, наш опыт и окружающих. Осознанность предлагает вам стать открытыми для себя, других людей и событий жизни, но не оценивать их.

Открытый разум

Попробуйте подходить к жизненному опыту со свежим взглядом, а не позволять вашему прошлому влиять на то, что вы видите. Попробуйте воспринимать происходящее вокруг так, как будто это в первый раз в жизни.

Попробуйте просто быть

Мы занятые люди. Временами мы целиком погружаемся в срочные дела. Осознанность просит нас немного побыть в настоящем моменте, а не планировать и не продумывать следующий шаг или действие.

Просто позвольте окружающему миру быть

Жизнь не всегда оправдывает наши надежды, и с этим бывает непросто справиться. Вам не обязательно любить то, что происходит здесь и сейчас, но попробуйте принять это как есть.

Родительский стресс

Родители и другие члены семьи (в этой статье мы будем говорить о родителях, хотя это относится не только к ним) посвящают множество часов помощи своим детям с РАС. Им нужно ездить по делам, встречаться со специалистами, координировать расписание занятий, оформлять документы, изучать стратегии коррекции и применять методы терапии дома и при этом не забывать выполнять все остальные требования повседневной жизни. Существует множество исследований, которые показывают, что матери детей с нарушениями развития подвержены намного большему риску сильного стресса и ухудшения здоровья, чем матери детей с типичным развитием (Miodrag&Hoadpp, 2010; Estesetal., 2009).

Все больше исследований также говорят о том, что матери детей с РАС испытывают больше стресса, чем родители детей с другими нарушениями развития, такими как синдром Дауна и синдром ломкой хромосомы Х (Cachia, Anderson, &Moore, 2016; Estesetal., 2009). Более того, матери детей с аутизмом испытывают больше стресса, в том числе хронического стресса и психологического дистресса (например, симптомов тревожных расстройств и депрессии), а также проявляют больше пессимизма и меньше позитивного восприятия своего ребенка по сравнению с матерями детей с задержкой развития без аутизма и детей без задержки развития (Abbedutoetal., 2004; Estesetal., 2004; Griffith, Hastings, Nash, &Hill, 2010).

Исследования предполагают, что с родительским стрессом и психологическим дистрессом матерей связан высокий уровень проблемного поведения ребенка (Abbedutoetal., 2004; Estesetal., 2004; Griffith, Hastings, Nash, &Hill, 2010). Многие исследования проводились только среди матерей, но несколько исследований учитывали и опыт отцов. Например, в одном из них изучалось, как поведение ребенка связано со стрессом и стратегиями управления стрессом у матерей и отцов, и результаты показали, что поведение ребенка влияет на обоих родителей (Lyons, Leon, Roecker-Phelps, &Dunleavy, 2010).

Стресс, который испытывают оба родителя, может уменьшить эффективность программ раннего вмешательства, в том числе потому, что он мешает родителям успешно применять методики дома (Cachia, Anderson, &Moore, 2016; Estesetal., 2009; Osborne, McHugh, Sanders, &Reed, 2008). Хронический стресс родителей также приводит к увеличению проблемного поведения ребенка и снижению благополучия и/или прогресса в поведении ребенка (Cachia, Anderson, &Moore, 2016; Dykens, Fisher, Taylor, Lambert, andMiodrag, 2014). Таким образом, подобные факторы образуют замкнутый круг. Проблемное поведение ребенка усиливает стресс родителей, который, в свою очередь, осложняет вмешательство, а недостаточно эффективное вмешательство приводит к росту проблемного поведения (Estesetal., 2009).

Глубокое дыхание

Инструкция для глубокого дыхания:

1. Устройся поудобнее. Можешь лечь или сесть прямо.

2. Положи одну руку на грудь, а другую на живот.

3. Вдыхай через нос, 1…2…3…4. Когда делаешь вдох, почувствуй, как живот надувается как шарик. Рука на животе должна подняться, а рука на груди оставаться на месте.

4. Медленно выдыхай через нос, 1…2…3…4. Почувствуй, как живот опускается, как будто шарик спускается.

5. Сделай еще несколько таких вдохов.

6. Чем чаще тренируешься… тем проще будет это делать!

Предоставьте ребенку визуальную поддержку, например, картинки для инструкции по глубокому дыханию животом, или же он может выдувать мыльные пузыри или дуть на бумажную вертушку. Это поможет сделать практику дыхания более приятной и простой для ребенка. Кроме того, игрушка или мыльные пузыри помогут ребенку отвлечься в стрессовой ситуации.

Мыльные пузыри

Это простая и успокаивающая техника. Помогите ребенку устроиться поудобнее, например, сесть, облокотившись на спинку стула. Пусть сначала ребенок выдувает пузыри с помощью коротких и быстрых выдохов. Наблюдайте, как в результате появляются пузыри, которые почти сразу лопаются. Теперь пусть ребенок попробует выдувать пузыри с помощь медленного и глубокого дыхания. Чем медленнее ребенок дышит, тем крупнее будут мыльные пузыри. Пусть ребенок сосредоточится на том, как пузыри падают на пол, а потом повторит процесс.

Бумажная вертушка

Пусть ребенок делает глубокие вдохи и медленно дует на вертушку. Поощряйте ребенка сделать так, чтобы вертушка крутилась как можно дольше – чем дольше будет длиться выдох, тем дольше крутится вертушка! Вертушку можно купить, а можно сделать самим – в Интернете легко найти инструкцию.

Нехватка служб помощи родителям

Несмотря на все данные о том, как состояние родителей влияет на поведение ребенка, а также терапию и дальнейший прогноз, службы в связи с РАС у детей, как правило, сосредоточенны только на ребенке (Dykens, et. al., 2014). Услуги, ориентированные только на детей с нарушениями развития, могут оказать некоторое благотворное влияние на родителей, например, уменьшить стресс у матерей, однако это не является терапией для психического состояния родителей (Singer, Ethridge, &Aldana, 2007). Родители детей с РАС нуждаются в стратегиях и поддержке для улучшения своего психического состояния для блага их самих и их детей.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации